Персонажи, Фокс Малдер

FAQ

2378

Малдер и ночные кошмары

Кошмарные сновидения в детстве:

В серии “Fire”, рассказывая Скалли о своем страхе перед огнем, он говорит, что годами видел кошмары о том, будто не может выбраться из горящего здания. Сказано это было в прошедшем времени, т.е. подразумевалось, что он от этих снов избавился, однако очевидно, что сам страх перед огнем сохранился, а потому он мог и скрыть от Скалли факт продолжения ночных кошмаров об “огненной ловушке” и в настоящее время.

В серии “Aubrey” он рассказывает Скалли, как он просыпался посреди ночи от мысли, будто остался последним в живых на всей земле. И только шум, издаваемый его отцом, лузгающим семечки подсолнуха, успокаивал его, подтверждая, что это был всего лишь сон.

“Взрослые” сновидения:

В серии “Roland” он рассказывает одноименному персонажу о сне, увиденном им “прошлой ночью”, в котором он плывет через бассейн, стараясь добраться до своего отца. Там также был другой человек, который задавал вопросы, на которые Малдер не хотел отвечать. Малдер хотел найти своего отца, но вода заливала и жгла его глаза. Кстати, в оригинальном сценарии добраться он пытался до сестры, что очевидно толковало бы сон как воспоминание о похищении Саманты, а “другой человек” был кем угодно – его отцом, полицейским, сотрудником ФБР и т.д. – и задавал вопросы об ее исчезновении. Замена сестры отцом открывает самые разнообразные возможности для толкования. Является ли это рецидивом детских переживаний о потере Саманты и уклонении отца от разговоров на эту тему? Почему он не может найти отца? Или Малдер все это выдумал, чтобы завоевать доверие Роланда и заставить того рассказать и о своих снах? [Или Духовны напутал в репликах, и это либо пропустили, либо решили проигнорировать…]

mulder_faq1В серии “Little Green Men” Малдер заново переживает во сне похищение Саманты. В конце он начинает просыпаться и закрывает лицо руками. Его лицо мокро, но не ясно – от слез или от пота.

В серии “Aubrey” Малдер говорит Би Джей Морроу (BJ Morrow): “У меня часто возникало ощущение, что сны – это ответы на вопросы, которые мы еще не догадались задать”. Скалли повторяет ему эту мысль в серии “Paper Hearts”.

Малдер демонстрирует Скалли видеозапись в серии “Our Town”, в которой умалишенный человек говорит о том, что его забирают огненные демоны. Малдер говорит, что он видел эту запись в колледже и из-за этого у него были ночные кошмары. “Я думала, ничто не может вызвать у тебя кошмары,” – замечает Скалли. “Я был молод,” – отвечает Малдер.

Серия “Grotesque” демонстрирует один из ночных кошмаров Малдера. Малдер находится в студии Мостоу (Mostow), в темноте, окруженный скульптурами горгулий. Неожиданно его сбивает с ног фигура, которая преследовала его прошлой ночью, и он видит над собой Пэттерсона (Patterson) и Немхаузера (Nemhauser), безразлично глядящих на него сверху вниз. Как только на его лице появляется глубокий порез от резца, он просыпается у себя на кушетке, полностью одетый и покрытый испариной.

Сюжет серии “Paper Hearts” в значительной мере развивается вокруг снов Малдера. Ему грезится некий красный свет, ведущий его к трупам маленьких девочек. Предполагается, что все эти видения каким-то образом внушены ему убийцей этих девочек – Роше (Roche), который кроме того способен проникать в собственные видения Малдера, например, эпизод с похищением Саманты. Когда ему снится похищение сестры, он повторяет реплики диалога с очень усталым выражением лица, словно думая “Неужели опять?” и предполагая, что это повторение старого кошмара. Он просыпается с криком “Саманта!”. В той же серии ему снится, будто он находит юную Саманту, обнимает ее со счастливой улыбкой…

Кое-кто в новостных конференциях предполагал, что вся серия “Post-Modern Prometheus” была всего лишь одним из снов Малдера (впрочем, очевидно, что не особенно кошмарным), что любопытным образом объясняет, как Малдер мог напрямую апеллировать к автору в конце серии и добиться счастливой концовки для сюжета.

Кроме того, видение Малдера в серии “Kill Switch”, хотя и навязано существом из виртуальной реальности, тоже может быть названо, если угодно, кошмарным сном, особенно если допустить, что компьютерный интеллект каким-либо образом опирается на подсознание Малдера для создания реалистичных переживаний. Кроме того, когда в видении Малдера грудастые блондинки-медсестры ласкают его привязанное к койке тело, он называет это “хорошим сном”… Хм…

mulder_faq3Серия “Triangle” также, вероятно, является проблеском подсознания Малдера. В то время как некоторые просто сомневаются в том, что все события серии на самом деле имели место (реинкарнация, объясняющая сходство стольких персонажей 1939 года со знакомыми Малдера), большинство склонно полагать весь сюжет сном Малдера. (В конце серии Малдер обнаруживает синяк как раз в том месте, куда его ударила “Скалли” в 1939 году, однако можно допустить, что это результат контакта с плававшими вокруг корабля обломками такелажа или груза… Люди часто встраивают в свои сны окружающие шумы и ощущения, так что он мог все свои синяки и шишки, полученные во время пребывания в воде, превратить в беспамятстве в результаты ударов немцев и “Скалли”…) Рассмотрение сюжета в качестве сна позволяет обнаружить интересные подсознательные ассоциации Малдера, т.е. то, как он видит знакомых ему людей: Спендер и Курильщик – представители зла; Скиннер выглядит как сторонник зла, но в конце концов переходит на сторону Малдера; Керш независим, но держится исключительно своих интересов; Скалли ведет себя героически, она преданна и желанна… Но снились ли Малдеру и те сцены со Скалли, которые происходят в 1998? Скалли и Одинокие Стрелки действительно нашли Малдера, но так ли это было, как мы видели? Скалли была просто-таки гиперактивна, возбуждена и чрезвычайно сосредоточена на поисках Малдера, действуя без своеобычной сдержанности и самообладания. В данном случае она была больше похожа на Скалли из малдеровской версии “Bad Blood” или из его видения в “Kill Switch”. Если Малдеру грезилось и это, то очевидно, что он видит Скалли героически спасающей его, готовой преодолеть ради него любые преграды. Это также демонстрирует, что он видит Курильщика, Спендера, Фаули и, возможно, Керша как членов некой “Лиги Врагов Малдера” – очередное проявление его паранойи.

И еще один очевидный случай – это серия “Dreamland”, где видно, что Малдер видит во сне Скалли. Застряв в теле Флетчера, он засыпает в его доме, смотря по ТВ легкое порно, и во сне называет имя Скалли…

Малдер и бессонница

mulder_faq2В пилотной серии мы видим его бегающим трусцой в очень ранний утренний час. Скалли тоже на ногах, за работой, хотя она говорит Малдеру, что не упускает случая поспать, работая над делом. В данном случае речь не идет о бессоннице как таковой, но это серьезный случай бодрствования и энергичности в некоторые неурочные часы.

Малдер зачастую не спит ночами во время расследований, однако это, возможно, скорее не бессонница, а гиперактивность. Тем не менее, в серии “3”, когда он не утруждает себя снятием номера в гостинице, он заявляет, что больше вообще не спит, – вероятно, такова его реакция на исчезновение Скалли, что, впрочем, оказывается неправдой, когда мы его видим мирно спящим позже в той же серии.

В серии “War of the Coprophages” он звонит Скалли и жалуется, что не может уснуть из-за видений тараканов на своем носу. Это может быть воспринято и как то, что у него проблемы со сном, и как то, что, кроме данного случая, обычно у него нормальный сон. В серии “Clyde Bruckman’s Final Repose” он не засыпает из-за страшной истории Клайда, рассказанной на ночь, и выглядит довольно помято на следующее утро.

По поводу сна на кушетке: Страдающие бессонницей рассказывали мне, что хороший метод, который они используют, чтобы уснуть, – это не ворочаться в постели, а медленно расслабиться перед телевизором, позволяя сну постепенно овладеть собой. Малдера мы обнаруживаем заснувшим одетым перед телевизором несколько раз. В серии “Tooms” он проводит всю ночь перед телевизором вплоть до самого утра. То же самое в серии “Dreamland”, когда он оказывается в теле Флетчера. Он засыпает во время порнографического фильма по ТВ, с именем Скалли на устах, и с утра обнаруживается своей “женой” со все еще включенным телевизором. (Впрочем, конечно, он мог остаться на кушетке перед телевизором только для того, чтобы избежать ночи в одной постели с той, кто на самом деле чужая жена, думающая, что Малдер – ее муж.)

Очевидно, что у него даже нет нормальной кровати. Не раз мы видим его спящим всю ночь на пресловутой кушетке, находящейся в той же комнате, что и рабочий стол (серия “Tooms” – всего лишь один из примеров), и будильник у него находится рядом с этой кушеткой, слева, на маленьком круглом столике (серия “End Game”). Однако, мы видим Малдера в настоящей кровати в серии “Jose Chung’s “From Outer Space””, хотя было много споров вокруг того, была ли это реально его кровать или всего лишь проявление воображения Чанга. Где-то я читал, что Крис Картер заметил, что это действительно настоящая кровать Малдера, но источника информации припомнить не могу. Определенно декор спальни (кремовые стены, темно-коричневая деревянная отделка) в этой серии такой же, что и во всей квартире Малдера. В таком случае, если это на самом деле была спальня Малдера, он должен был успеть в течение года избавиться от кровати и забить спальню хламом (так, как это выглядело в серии “Dreamland II”), чтобы Эдди Ван Бландт (Eddie Van Blundht) в серии “Small Potatoes” после осмотра квартиры Малдера пробормотал: “Где же мне спать?”

Хотя в шестом сезоне Моррис Флетчер (Morris Fletcher), находясь в теле Малдера (в серии “Dreamland II”), освобождает спальню от мусора и помещает туда водяную кровать (т.е. с матрасом, наполненном водой), украшенную столбами и занавесками, а также зеркальным потолком. По окончании серии все возвращается к исходной ситуации, как будто ничего не произошло, но водяная кровать каким-то образом (видимо, как-то выборочно и безотносительно хронологии сохранились материальные изменения, “вывезенные” за пределы Страны Чудес) осталась. Хотя Малдер теряется в догадках, откуда она у него (“Это был подарок,” – неопределенно бормочет он, интересно, по его мнению, от кого?), тем не менее он спит на ней несколько месяцев вплоть до серии “Monday”, когда он безнадежно опаздывает на важное совещание из-за протекания матраса. Следующую ночь он уже проводит на своей старой доброй кушетке.

Малдер в больнице и с травмами

mulder_faq5Перед вами каталог травматизма Малдера. Пропуская всякие мелочи вроде ударов по голове, падений и прочих неприятностей без серьезных травматических последствий.

“Deep Throat”: Привязан к креслу, насильственно накачан наркотиками, “прочищена” память.

“Jersey Devil”: Дикая женщина пытается его съесть, все заканчивается погрузкой в машину “скорой помощи”.

“Fallen Angel”: Получает по голове прикладом. Судя по тому, что экран темнеет в момент удара, надо полагать, что дело доходит до потери сознания. В конце серии его бросает через все помещение некая внеземная сила, что приводит к костылям.

“Fire”: Небольшое отравление дымом, что приводит к спуску по лестнице с посторонней помощью, прижатой к лицу кислородной маске и потере трудоспособности до конца дня.

“Beyond the Sea”: Пуля в бедро, которая, судя по тому, что кровь выплескивается на белый крест над ним, попадает в артерию. Этого достаточно, чтобы Скалли по-настоящему испугалась за жизнь Малдера.

“Darkness Falls”: По окончании серии Малдер и Скалли в госпитале в достаточно тяжелом состоянии. В этот раз состояние Скалли тяжелее, чем у Малдера.

“The Erlenmeyer Flask”: Интересное столкновение с “зеленой кровью”, после чего Малдер корчится от боли в глазах, носу и рту. Когда Скалли его вытаскивает, он без сознания или, по меньшей мере, в полубессознательном состоянии.

“Little Green Men”: Увидев пришельцев, Малдер всю ночь валяется без сознания вплоть до появления Скалли.

“Blood”: Ранен в руку женщиной, находящейся под влиянием “микроволновой печи” – убийцы.

“Aubrey”: Ударен по голове – скорее всего, серьезно, – огнетушителем, затем чуть не зарезан бритвенным лезвием.

“Colony” и “End Game”: Сбит машиной, даже его сотовый телефон разбит вдребезги. Отравился дымом. Получил тяжелейшую гипотермию и заражение крови инопланетным ретровирусом. Крутой случай… Вплоть до остановки сердца.

“Fearful Symmetry”: Отправлен в бессознательное состояние комбинацией из нападения гориллы и близкого контакта с НЛО. Все еще без сознания следующим утром, когда его обнаруживает Скалли, но бодро убегает, как только она вызывает парамедиков.

“Dod Kalm”: Снова на пороге смерти, выглядит на все 110 лет. Опять же вовремя спасен знаниями и исследованиями Скалли, занесенными ею в бортовой журнал корабля.

Трилогия “Anasazi”: Отравлен водопроводной водой в собственном доме, из-за чего впадает в горячку. Ранен выстрелом Скалли в плечо. Почти отправлен на тот свет в сожженном товарном вагоне, затем целый день проводит заваленным камнями в пустыне. Его жизнь спасена только колдовством Навахо.

“Clyde Bruckman’s Final Repose”: Рука порезана маньяком-убийцей. Пустяк.

“Nisei” и “731”: Нокаутирован до бессознательного состояния Рыжим, который ранее пытался его задушить. Все кончается, судя по всему, в больнице.

“War of the Coprophages”: Э… порезал себе пальцы. Впрочем, нуждается в медицинской помощи.

“Grotesque”: Лицо порезано резцом, что также требует медицинской помощи.

“Piper Maru” и “Apocrypha”: Госпитализирован после автомобильной аварии, в которой его столкнули в кювет. Тогда же, кстати, и Скиннера серьезно подстрелили.

[Компьютерная игра: Захвачен “черным маслом” и корчится в агонии, когда она его покидает. Заканчивает сюжет, лежа без сознания, весь в “масле”. До этого его похитили, связали и впихнули в багажник автомобиля для долгого путешествия из Сиэтла на Аляску.]

“Talitha Cumi” и “Herrenvolk”: Избит мистером X и Охотником за головами, который долбает его об автомобиль. Завершается все бессвязным бормотанием, шоком, но на ногах держится.

“Teliko”: Свален отравленным дротиком в шею, парализован и протащен по темным коридорам.

“Tunguska” и “Terma”: Избит кнутами до потери сознания. Получает инъекцию, которая приводит к потере сознания. Заражен “черным маслом” (до потери сознания). Разбивается в аварии на грузовике (много крови), ночь проводит в лесу (гм… без сознания). Попадает чуть ли не в эпицентр взрыва нефтяной скважины… Серию он заканчивает с маленьким шрамиком. Н-да.

“Gethsemane”: Хм… Все выглядит, как будто он снес себе полголовы выстрелом из пистолета, что, конечно, несколько выходит за рамки определения “травмирован и госпитализирован”… Впрочем, это оказывается не он, так что все в порядке.

“Unusual Suspects” (время действия – 1989): Опрыскан каким-то газом с интересными свойствами, его находят голым и в бреду. Заперт в больнице привязанный пятиточечными ремнями для буйных помешанных, но нам это не показывают… а было бы любопытно.

“Detour”: Атакован неким древоподобным существом и ранен в лицо и плечевую/грудную область. Позже он в лихорадке и мерзнет (в шоковом состоянии, по словам Скалли), и той приходится прижимать его к себе, чтобы согреть. К счастью (или к несчастью, в зависимости от вашей точки зрения), дождя из спальных мешков не случилось. Медицинскую помощь он получает на следующий день, но в госпитализации не нуждается и достаточно бодро держится на ногах.

“Kill Switch”: Так… После электрошока, полученного от компьютера-убийцы, его госпитализируют с обожженными электричеством руками. Несколько радикальный курс его “лечения” предполагает в том числе ампутацию обеих рук… Ну да, это на самом деле не настоящая больница, а виртуальная симуляция, созданная, чтобы принудить его к выдаче важной информации. Но в реальности он действительно получил электрошок, так что, вероятно, здесь может идти речь о всамделишней травме.

“The Pine Bluff Variant”: Сломанный палец. Когда его ломают, Малдер кричит и вопит, но позже в той же серии выглядит весьма стоически перед лицом реальной смерти. С его пальцем справляется Скалли, перевязывая его, так что в больницу Малдер не попадает.

“Folie a Deux”: Госпитализирован, но в психиатрическую палату – благодаря своим “иллюзиям”.

Кинофильм: Госпитализирован после огнестрельного ранения в голову по касательной. (Кстати, это характерно скорее для Скалли – всегда получать по касательной в левый висок.) Хорошо, что не на три сантиметра левее… Приходит в себя уже в больнице, откуда сбегает при помощи Одиноких Стрелков и Скиннера, чтобы спасти Скалли. Уважительная причина…

“Triangle”: Серию Малдер начинает, плавая лицом вниз в морской воде, а заканчивает в больнице с жестокой простудой, хотя может сидеть в кровати. В своем же “сне”, который и составляет основу сюжета, он получает много травм, благодаря, наверное, его подсознательным попыткам объяснить свои синяки и ссадины, полученные от плававших вокруг него обломков такелажа корабля.

“How the Ghosts Stole Christmas”: Тяжело ранен выстрелом в грудь, но не на самом деле.

“Agua Mala”: атакован морским монстром, почти задохнулся, все заканчивается рубцами на шее.

“Monday”: тяжело ранен в грудь, но опять же – не на самом деле.

Отношение Малдера к больницам

Серии “Jersey Devil” и “Fearful Symmetry” показывают его сбегающим от парамедиков в интересах расследования дела.

Серия “Grotesque” показывает его крайне безразличным к советам парамедиков, как ему вести себя с его травмой, и позволяет оказать ему лишь самую минимальную медицинскую помощь.

В конце серии “Darkness Falls” он находится вне койки, все еще подключенный к всяким аппаратам и медицинским приборам, и спрашивает о состоянии Скалли. (Кстати, во всех фэн-фикшн один из этой пары – менее пострадавший – всегда выскакивает из койки вопреки медицинским предписаниям, чтобы присесть у ложа более пострадавшего напарника…)

“Kill Switch”, хотя… Что ж, если весь больничный сюжет высосан из подсознания Малдера, тогда та маленькая и милая сценка в госпитале многое раскрывает… (Замечание: На вашингтонском The X-Files Expo Роб Баумэн, режиссер этой серии, сказал, что вся сцена определенно происходит лишь в воображении Малдера.) Доктора и медсестры – представители зла, притворяющиеся в своем желании ему услужить, но пытающиеся его расколоть. Единственный желанный доктор для него – Скалли: “Мой доктор, доктор Скалли!”. Как утверждают тысячи фэновских произведений, когда Малдер отказывается от услуг всех больниц на свете, Скалли – это единственный доктор, в котором он действительно нуждается.

Впрочем, в серии “Folie a Deux”, когда его держат в психиатрической палате под ложным, как он уверен, предлогом, он ведет себя очень даже спокойно, когда его привязывают и вкалывают какие-то препараты.

Интересно, что люди с медицинским опытом как-то поспорили, что было на запястье Малдера в конце серии “Triangle”. Кто-то предположил, что это вроде “бирки для бродяги”, которая работает на определенной радиочастоте и дает сигнал, когда пациент покидает положенное ему место. Такие бирки обычно используют для престарелых блуждающих пациентов и пациентов, известных своей непоседливостью. Учитывая побег Малдера из больницы в кинофильме (конечно, по уважительной причине – спасение Скалли), было бы трогательной заботой нацепить такую штуку на Малдера, чтобы он лечился как положено.

Малдер и огонь

mulder_faq4В серии “Fire” он говорит: “Я ненавижу огонь – ненавижу его – боюсь погибнуть от него.” Он разъясняет, что, когда он был еще ребенком, сгорел дотла дом его лучшего друга, и он должен был провести всю ночь на пепелище, помогая охранять его от мародеров. Годы спустя ему снились ночные кошмары, будто он попал в ловушку в горящем здании.

Преодолевает ли он свой страх в серии “Fire”? Определенно он стремится к этому (“Рано или поздно человек должен встретиться лицом к лицу со своими демонами”), но замирает в ужасе, в первый раз столкнувшись с огнем, даже будучи уверенным в том, что от его действий зависит судьба двух мальчиков. Позже, когда предметы в комнате вокруг охватываются пламенем, он кажется впавшим в панику, бешено пытаясь сбить огонь, в то время как остальные… м-да, стоят без толку и ничего не делают. Однако он действительно хорошо справляется с собой, пройдя сквозь огонь в конце серии, спасая детей, так что все в порядке.

Что же насчет более поздних эпизодов сериала? В серии “Firewalker” он входит внутрь вулканической пещеры, вовсе не выглядя особенно впавшим в ужас, а в “Hell Money” его не бросает в дрожь от вида тел сожженных заживо в печах крематория людей. Что же касается “Anasazi”, оказаться на пороге смерти погребенным под землей среди кучи нечеловеческих трупов, само по себе должно быть болезненным переживанием, даже и без добавления огня, но нам ничего не демонстрируют по поводу чувств Малдера после того, как товарный вагон поджигают.

Так Малдер все еще боится огня? На ваше усмотрение. Дэвид Духовны сказал, что он не имеет понятия, преодолел ли Малдер свой страх в серии “Fire”. Эта тема больше ни в какой иной серии отдельно не рассматривается и не упоминается, но вот это и есть “СМ” – вечные намеки в развитии персонажа, которые затем хладнокровно игнорируются. Кто-то допускает, что Малдер затем в той или иной мере сталкивался со своим страхом огня и постепенно преодолел его, иные предполагают, что страх все еще сидит в нем, хотя авторы сериала, судя по всему, решили больше эту тему не трогать.

Кроме того, милый и несколько трагичный штрих состоит в том, что именно огонь стал Немезидой “икс-файлов” в конце пятого сезона.

Малдер и вера во всё, что угодно

mulder_faq6Что ж, иногда кажется, что так оно и есть. Как сказала Скалли в “Post-Modern Prometheus”, “существует хоть что-нибудь, во что ты не веришь?” Но: “У меня те же сомнения, что и у вас”, говорит он в пилотной серии, а его постер гласит “Я хочу верить”, а не “Я верю”, как у Блэйна в серии “Jose Chung’s “From Outer Space””. В конце концов, основой “СМ” является поиск доказательств его идей – а значит, подтверждения его веры.

У него есть проблема с религией, особенно с религией Скалли в сериях “Revelations” и “All Souls”. Он явно скептичен в отношении того, что он сам называет фанатизмом, говоря, что имя религии используют для обоснования диких идей и навешивания ярлыков на таких людей, как он. “Религиозные маскарады как паранормальное явление скрывает некоторые из самых гнусных деяний в истории”, говорит он в “All Souls”, в этой же серии он также осведомляется, позволил бы Господь, будь он в действительности, случаться бедам с хорошими людьми.

Он не такой уж слепой верующий, он может не поверить кому угодно. Как он объясняет в серии “Beyond the Sea”, он не верит, что Боггс обладает психической властью, хотя верит в то, что такая психоэнергия действительно существует. Иными словами, мы можем описать Малдера как скептичного в индивидуальных делах, но все же верящего в целом.

Однако в серии “Gethsemane”, когда ему говорят, что пришельцы не существуют, а им самим манипулировали, его мир рушится. Он бросается в другую крайность, убежденный, что сказанное ему есть правда, а пришельцы – это правительственные подделки. Ирония состоит в том, что он утверждается в этих взглядах как раз тогда, когда Скалли, и даже Скиннер, считают, что добытые доказательства делают его вновь возникшее недоверие даже более нелепым и глупым, чем его прошлый избыток веры.

Впрочем, его неверие в пришельцев не препятствует его вере в вампиров и т.п. Он все еще на стороне верящих в эпизодах в стиле “Монстр недели”.

Однако к концу серии “The Red and the Black” он, судя по всему, все вновь переоценивает. (Предшествующая серия “Patient X”, кстати, подробно раскрывает проблему потери Малдером веры.) К началу шестого сезона (серия “The Beginning”) он однозначно возвращается к прежней вере. Вздох облегчения…

Малдер – еврей?

Мэри Рут Келлер (Mary Ruth Keller) написала статью по этому спорному вопросу. Имейте в виду, что это статья-мнение и не устраивайте “флейм” из-за того, что она выразила свою точку зрения. С тех пор, как она написала свое эссе, появилась еще пара подсказок-намеков по этой теме. В серии “Drive” Крамп – тот, кто держит Малдера заложником, – зло говорит, что фамилия “Малдер” звучит как еврейская. Малдер уклоняется от ответа. (Я слышал, что по одной из версий сценария он на самом деле признается, что так оно и есть. Однако на экран это не вышло, и неясно, насколько это соответствует действительности.) Позже, после того как Крамп бредит “заговором евреев, ФБР и правительства”, Малдер говорит: “От имени Международного Еврейского Заговора я должен проинформировать, что у нас почти закончилось горючее.” Просто ирония?

Но затем серия “How the Ghosts Stole Christmas” демонстрирует нам, что Малдер на самом деле подвешивает чулок для Санта-Клауса, смотрит рождественские фильмы, дарит рождественские подарки и что Скалли ожидает от него, что он найдет кого-нибудь, чтобы вместе отпраздновать Рождество. Однако привидение Лида говорит Малдеру: “Непохоже, что вы будет есть рождественскую ветчину.” Это было сказано в контексте того, что у него одинокая жизнь, ему не с кем отмечать Рождество, но может быть воспринято и как намек на то, что он еврей. Думайте, что хотите.

Малдер и порнография

mulder_faq7“Jersey Devil”: Скалли входит в офис Малдера, которого обнаруживает пристально рассматривающим разворот журнала с названием “Hanky Panky” (“Озорные проделки”). “Напряженно работаешь?” – спрашивает она. Он отвечает ей, что девушка с разворота журнала утверждает, что была похищена пришельцами и ее продержали три дня в антигравитационном помещении. “Это действительно похоже на антигравитацию,” – замечает Скалли, взглянув на фото. Что ж, впрочем, это действительно могло быть всего лишь частью расследования случая с НЛО…

“Beyond the Sea”: Скалли обнаруживает Малдера погруженным в изучение папки с материалами расследования. Хотя она только что похоронила отца, Скалли пытается пошутить: “В последний раз таким поглощенным чтением я тебя видела, когда ты читал новости видео для взрослых.”

“Blood”: Малдер говорит, что у него никогда не хватало времени почитать “Одиночного Стрелка” из-за того, что журнал “Celebrity Skin” (“Кожа знаменитостей”), на который он подписан, всегда приходит в то же время. Конечно, может быть, просто шутка…

“One Breath”: Спорно, но есть мнение, что как раз перед тем, как ему позвонили с новостью об обнаружении Скалли, Малдер смотрел порновидео, лежа на кушетке и одновременно изучая дело о похищении Скалли.

“Excelsius Dei”: Малдер приходит к себе в офис и обнаруживает Скалли смотрящей видео. “Какую бы кассету ты ни нашла в этом видеомагнитофоне, она не моя,” – заявляет он. “Хорошо,” – отвечает она, – “потому что я положила ее обратно в ящик со всеми теми видеозаписями, которые не твои.”

“Paper Clip”: В общем-то здесь нет прямой ссылки на порнографическую тему, но в свете вышесказанного можно только догадываться, о какой видеоколлекции идет речь, когда Малдер говорит, что Фрохике придется еще немного подождать, прежде чем наложить на нее свои лапы.

“DPO”: В спальне Дэрина Малдер подбирает журнал и вертит его в руках, рассматривая разворот. “Удивлена, что ты еще не прочитал этот номер,” – комментирует Скалли. Малдер отвечает, что он уже его читал, но в его экземпляре нет фотографии, вклеенной между Мисс Апрель и Женщинами из Лиги Плюща.

“Clyde Bruckman’s Final Repose”: Здесь речь не идет о порнографии как таковой, но стоит об упоминании как о сексуальном аспекте. Клайд Бракмэн обладает способностью видеть, как умрет тот или иной человек. Когда Малдер докучает его своими расспросами, Клайд, глядя на Малдера, говорит, что способен увидеть далеко не самый худший способ смерти – от “автоэротической асфиксии”. Малдер спрашивает, почему тот ему это говорит, и Клайд отвечает: “Ладно, забудьте, что я об этом упоминал.” (Автоэротическая асфиксия, т.е. эротическое самоудушение, кстати, представляет собой практику лишения себя каким-либо способом доступа кислорода в момент оргазма из убеждения, что это продлевает наслаждение. Иногда что-то идет не так как надо, и бывает, что люди сами себя удушают по ошибке.) Относительно этой сцены мнения разнятся. Кто-то считает, что Клайд это придумал, чтобы отвязаться от Малдера, – т.е. это было сказано как пример случайного наблюдения безотносительно конкретных личностей, зато способного заставить Малдера заткнуться и задуматься над сказанным. С другой стороны, реакция Малдера выглядела как оборонительная, из чего некоторые сделали вывод, что сказанное Клайдом имело непосредственное отношение к Малдеру.

“Nisei”: Малдер смотрит видеозапись вскрытия тела пришельца, а Скалли лукаво замечает, что это не тот тип видеоразвлечения, к какому привык Малдер.

“Pusher”: Обвешанный проводами и прочей техникой для передачи звука и изображения во время поисков Моделла в здании больницы, Малдер шутливо осведомляется, не принимает ли вся эта система телеканал Playboy (кстати, очередная импровизация: в оригинальном сценарии речь идет о канале Discovery.)

“Jose Chung’s “From Outer Space””: Тоже типа спорного намека. Многие проявляли нездоровый интерес, что именно Малдер делал в кровати в конце серии, но возможно, грязное видео, которое он смотрел, было всего-навсего видеозаписью с каким-нибудь снежным человеком…

“Small Potatoes”: У Малдера на автоответчике сообщение от женщины по имени Шанталь, которая говорит, что соскучилась по сексуальному голосу Малдера (здесь он под псевдонимом Марти). Ее новый тариф снизился до 49 центов за минуту.

“Chinga”: Мы видим Малдера сидящего в своем офисе и смотрящего телевизор. Из того, что он смотрит, слышны стоны. На открытой коробке из-под видеокассеты написано “Alien Probe” (“Зондирование пришельца”?). Когда Скалли звонит ему и спрашивает, что он там смотрит, он отвечает, что “Самые смертоносные пчелиные рои в мире” и поспешно ищет пульт дистанционного управления, чтобы включить паузу или вырубить звук. Случайный взгляд камеры на телеэкран показывает нам… на самом деле, смертоносный пчелиный рой – после того как он нажал ту кнопку на пульте, которую судорожно искал.

“Kill Switch”: Если устроенная Малдеру виртуальная реальность на самом деле выкачана каким-либо образом из его подсознания, то те полногрудые медсестры наверняка прямо из тех видео, которых он насмотрелся. Привязанный к больничной койке и ласкаемый грудастыми медсестрами-блондинками, он называет все происходящее “хорошим сном”.

“All Souls”: Мы видим Малдера идущим на киносеанс под названием “A Decade of Dirty Delinquents” (“Десять грязных преступниц”).

“The End”: “А что не так со “Спасателями”?” – спрашивает Малдер у мальчика-телепата. “У тебя грязные мысли,” – отвечает мальчик.

“Dreamland”: Будучи в теле “человека в черном”, Малдер засыпает, смотря по ТВ порнофильм.

“Dreamland II”: Моррис, будучи в теле Малдера, обнаруживает спальню последнего, набитую всяким хламом – в том числе журналами “PlayPen”.

“How the Ghosts Stole Christmas”: Почему-то очень много предположений, что рождественским подарком Скалли Малдеру была видеокассета. Более пытливые умы предполагают, что это кассета с порнухой. Верьте этому в меру своей испорченности.

“The Unnatural”: Малдер шутливо упоминает о своих “безнадежно просроченных счетах за продукцию категории ХХХ”.

Малдер и фотографическая память

Очередная подсказка из серии “Fire”. Его пассия в прошлом – Фиби – играет с его памятью, прося его вспомнить те или иные определенные детали их взаимоотношений десятилетней давности. “Я проклят своей фотографической памятью,” – говорит Малдер, подтверждая, что не может забыть того, что было. Кстати, на самом деле в этой фразе присутствует очередная импровизация Дэвида Духовны: оригинальная реплика из сценария гласит “Я одарен хорошей памятью”. Впрочем, сути дела это в общем не меняет. Больше споров вызывает, имел ли Малдер в виду свои слова буквально или это просто был способ показать Фиби, какие страдания она ему принесла и что этого забыть невозможно.

Как бы там ни было, но у Малдера, судя по всему, действительно хорошая память. Он постоянно готов сослаться на нужный “икс-файл” или книгу и найти в точности нужную информацию, чтобы показать ее Скалли в каждом конкретном случае. (Хотя с другой стороны, конечно, для телевидения невесело показывать каждый раз процесс копания в ящике с папками в поисках нужной информации.) Существует ряд примеров, когда его память кажется если не фотографической, то в определенном смысле визуальной: например, в серии “Genderbender” он бросает взгляд на несколько старых фотографий, а затем, часы спустя, способен узнать людей с этих фотографий; или в серии “731” он без заминки заявляет, что книга японца, найденная в конце серии, – не та же самая, что он видел ранее. Или, например, в серии “Synchrony” он в состоянии дословно процитировать положения дипломной работы Скалли, несмотря на тот факт, что у него не было причин ее читать или перечитывать как раз перед началом данного расследования.

Далее, в серии “The Unnatural” Артур Дэйлс не пускает Малдера внутрь своей квартиры, пока тот не отвечает на вопрос о количестве мячей, выбитых [бейсболистом] Мики Мэнтлом. Малдер напускает на физиономию выражение, будто он старается вспомнить нечто когда-то прочитанное (как будто сортирует и сканирует данные в своей голове), а потом выдает безошибочный и точный ответ. И что это, доказательство неправдоподобно хорошей памяти или просто фанатичного интереса к бейсболу?

С другой стороны, в серии “Folie a Deux” фраза “скрывающийся в свете” что-то ему напоминает, но он не способен припомнить контекст и вынужден просить Скалли выяснить это для него. Он не вспомнил ничего конкретно визуального, например, в какой части страницы он встречал эту фразу и т.п.

Ну, а вспомним серию “Monday”? Застряв во временной петле, в котором один и тот же день повторяется вновь и вновь, он, кажется, помнит о событиях прошлых понедельников гораздо больше, чем та же Скалли… Качество его памяти или это просто признак его большей чувствительности к паранормальному и большего желания верить?

В любом случае, наверное, нет сомнений, что авторы сериала, однажды затронув эту тему, теперь совершенно не интересуются ее дальнейшим развитием. Собственно, а нам какая разница? Как всегда, мы можем воспринимать эту неоднозначность так, как нам заблагорассудится…

Малдер и галстуки

mulder_faq8Серия “Humbug”: Мистер Натт, разгневанный тем, что Малдер предположил, будто он работает в цирке, говорит: “Я введен в заблуждение всеми вашими признаками среднестатистического американца, вашим нарочито строгим поведением, вашим лишенным воображения оформлением галстука и делаю вывод, что вы работаете на правительство – агент ФБР.”

“Wetwired”: Малдер говорит Одиноким Стрелкам, что он не различает цвета, предлагая свой галстук в качестве подтверждения.

В добавление к этому, у нас есть внешний аспект – интересное собственное отношение Дэвида Духовны к галстукам, что, видимо, прокралось и в характер персонажа. Ведь известно, что Духовны появился на пробе на роль Малдера, надев галстук с изображением розовых поросят.

Малдер – дальтоник

mulder_faq9Источник этой дискуссии – серия “Wetwired”. Малдер оказался невосприимчив к телевизионным сигналам, которые воздействовали на различных людей таким образом, что подвигали их на убийство, а Скалли, убежденную, что Малдер хочет ее убить, вообще довели до такого состояния, что она начала скрываться. Одинокие Стрелки, работая над выяснением причины столь странного поведения людей, попытались разобраться, почему этого избежал Малдер. “Я слеп на красный и зеленый цвета,” – заявляет Малдер, демонстрируя свой галстук как подтверждение.

Конечно, могут быть другие причины, почему Малдер избежал воздействия этих телевизионных сигналов. Для начала, он просмотрел гораздо меньше кассет, чем Скалли. Потом, он мог взять с собой в мотель для просмотра другие, более… э-э… интересные ему кассеты (хотя Малдер вообще-то обычно не проявляет небрежности по отношению к работе). Впрочем, это неважно для данной дискуссии. С этим его красно-зеленым дальтонизмом есть ряд неувязок.

В реальной практике все агенты ФБР обязаны пройти весьма строгие визуальные тесты, прежде чем поступить на работу в Бюро. Дальтоники точно отсеиваются, к работе агентами их однозначно не допускают. Единственная лазейка – предположить, что Малдер был настолько блестящ, что ради него были готовы отступить от правил. В конце концов, как сказал Скиннер в серии “Tooms”, о Малдере уже шла молва, когда тот еще был в Академии, и он заранее обладал исключительным положением (“любимец”, как сказала Скалли в “Grotesque”).

Однако даже в мире “СМ” с этим дальтонизмом есть проблемы. В серии “Roland” Малдер правильно подбирает сорочку в стенном шкафу Роланда, когда тот говорит, что хочет надеть зеленую рубашку. В “Nisei” Малдер на видеозаписи указывает на жидкость, вытекающую из пришельца, правильно определяя ее как зеленую. В серии “Paper Hearts” у него нет проблем с идентификацией красного света.

А теперь немного информации из реальной жизни. Красно-зеленая цветовая слепота может означать одну из двух вещей: неспособность воспринимать красный и зеленый цвета (видя их в оттенках синего, т.н. фактор третьего цвета) или неспособность различать между собой эти два цвета (видя их в одном цвете, но отличая от других цветов). Было бы приемлемо полагать, что у Малдера второй вариант, так как задокументирован целый ряд случаев, когда люди с подобным дальтонизмом вели нормальный образ жизни, даже и не подозревая о своем дефекте. Естественно, что мозг со временем компенсирует цветовой недостаток, научаясь различать оттенки с достаточной степени точности и сопоставляя их таким образом красному и зеленому цветам – так же, как нормальный человек способен различать светло-серый и темно-серый оттенки. В этом случае вполне объяснимо, что Малдер смог пройти стандартные тесты ФБР, может быть, даже и не прибегая к своей репутации “большой надежды Бюро”.

Малдер и потеря оружия

Это очень популярная дискуссия у фэнов-сочинителей, и ее обоснованность вполне подтверждается сериалом. Даже и не буду пытаться приводить весь список эпизодов, когда он не по своей воле выпускал из рук свой пистолет. В оправдание Малдера можно лишь сказать, что он никогда просто так не ронял оружие. Его у него выбивали из рук в борьбе (например, “Nisei”), он его ронял, будучи оглушенным (например, “Grotesque”), когда мы видим его отчаянно пытающимся дотянуться до своего пистолета… Бывало, у него просто крали оружие, пока он спал (“Paper Hearts”), а бывало, он сам клал его на землю, показывая мирные намерения и желание просто поговорить (например, “Sleepless”).

Серия “Nisei” показывает, что Малдер наконец заметил эту свою проблему с удержанием оружия в руках. Потеряв один пистолет, он достает другой из кобуры на щиколотке со словами “Я уже устал терять свой пистолет”. Он, кстати, все еще практикует наличие кобуры на щиколотке в серии “Paper Hearts”, когда сдает его в тюрьме, чтобы увидеться с Роше. Хотя в серии “Folie a Deux”, когда у него отбирают пистолет, он не дергается к своей кобуре на ноге, будто он ее уже и не носит (впрочем, может, он и не хотел к ней дергаться).

(В реальной жизни, напомню, потеря оружия для офицера правоохранительных органов – это серьезнейший проступок, особенно если оружие затем попало в руки криминальных элементов и использовалось при совершении преступления. Согласно Джеку Дугласу из фильма “Mindhunter”, который потерял свое оружие в первый месяц работы агентом, потеря личного табельного оружия означает немедленное письмо в Директорат ФБР. Потеря оружия была настолько серьезным событием для него, что он был испуган, что теперь его перспективы продвижения по службе испорчены, особенно если его пистолет засветился в преступлении.)

Впрочем, когда Малдер все-таки справляется с удержанием своего пистолета в руках, он оказывается вовсе не плохим стрелком. В серии “Pusher” мы видим его стреляющим по мишени, и пули ложатся очень близко к ее центру. В “Soft Light” он стреляет по лампочкам безо всяких проблем, в то время как в “Shapes”, в темноте, он попадает оборотню прямо в голову. Промахивается он нечасто, например, в “Detour”, хотя в этих лесных существ, наверное, вообще никто попасть не смог бы… Была, конечно, еще стрельба по шинам в “Bad Blood”, но там вообще-то все было сплошным приколом…

Малдер и еда

mulder_faq10Алкоголь: Малдер редко пьет алкогольные напитки. Хотя, например, он и выпил в серии “Syzygy” водку с концентрированным апельсиновым соком, суть этой сцены была в том, чтобы показать, что Малдер и Скалли, как и все остальные в том городке, вели себя не так как обычно. К тому же Малдер говорит детективу Уайт, что редко пьет. [В компьютерной игре он также пьет джин с апельсиновым соком.]

В серии “War of the Coprophages” он также позволяет себе выпить. Когда Профессор видит фантастического робота-таракана, он прикладывается к бутылке виски или чего-то в этом роде. У Малдера тоже обнаруживается стаканчик, который он осушает до дна, хотя в принципе ясно, что пил он, как говорится, по-светски, так как вскоре бодро уходит, оставив Профессора с его бутылкой.

В серии “Deep Throat” Малдер и Скалли встречаются в баре в обеденное время, и Скалли выражает свое неодобрение употреблению спиртного посередине дня. Впрочем, никто из них не показан употребляющим алкоголь.

В серии “Jersey Devil” он попадает в вытрезвитель (так во всяком случае Малдер называет полицейский участок в телефонном разговоре со Скалли), но это не имеет ничего общего с реальным опьянением.

Таким образом, можно допустить, что подпитие Малдера в кинофильме – в баре – является скорее нехарактерным для него. После неудачного дня он здорово набирается, хотя, наверное, не так сильно, как думает барменша. Он выкладывает ей всю историю заговора. Неудивительно, что у нее появляется мысль, что это бред очень пьяного человека, и она выпроваживает его вон. Однако он выглядит вполне здравомыслящим во время разговора с Курцвейлом, хотя Скалли, несколько часов спустя, оказывается способной засечь, что он пил. (С другой стороны, из ее вопроса “Ты пьян?” можно сделать вывод, что она задает этот вопрос по ситуации, а не потому, что от Малдера разит перегаром.) Неясно, что именно он пил в кинофильме, хотя бытует мнение, что это была текила.

Кстати, его отец редко показывался в сериале без стаканчика виски, может быть, в этом причина нелюбви Малдера к излишнему потреблению алкоголя?

Другие напитки: “Если в этой сумке ледяной чай, это было бы здорово.” (“Tooms”). Малдер любит ледяной чай, но, если приходится, пьет пиво. Он покупает и хранит в холодильнике апельсиновый сок, но необязательно пьет его до окончания срока годности. (“Chinga”).

Еда: Малдер является непрерывным лузгальщиком семян подсолнечника, прямо с первой серии. В серии “Aubrey” он признается Скалли, что лузгать семечки любил еще его отец, и выдвигает теорию, что его склонность к этому есть своего рода генетическая память. В “Anasazi” он просит семечек во время своей горячки.

Литературные произведения по мотивам “СМ” часто показывают Малдера как любителя жирной и трудноперевариваемой пищи из дешевых кафе. Прямых подтверждений этому в сериале нет. В серии “Jersey Devil” он набрасывается на обильный обед, но стоит учесть, что до этого он провел в кутузке весь уик-энд. В “Red Museum” у Малдера и Скалли также обильное питание. Тщательное изучение сандвичей, купленных Малдером и Скалли в серии “Ghost in the Machine”, показывает, что бутерброды у них одинаковые, но дополнительно тарелка с салатом не у Малдера, а у Скалли.

В “Dreamland II” Фрохике готовит huevos rancheros и говорит, что добавит больше острого соуса, зная, что придет Малдер.

В “Jose Chung’s “From Outer Space”” показывается, что он ест яблочный пирог кусок за куском, хотя, судя по всему, тому, кто рассказывает об этом по сюжету, внедрили фальшивые воспоминания. [В компьютерной игре у Малдера находят меню из закусочной Everett Diner, в которой готовят лососевые бургеры, пиццу, коктейли и витую картошку фри, но специализируются на сладком яблочном пироге – “Пироги настолько хороши, что вы поклянетесь, что они с другой планеты”.]

[Еще о еде Малдера из литературных произведений по мотивам “СМ”: В “Гоблинах” на завтрак он ест тосты, бекон, два сваренных яйца, кофе, апельсиновый сок и черничный джем. В “Смерче” он нервничает относительно перца халапеньо, в то время как Скалли его смакует. В “Эпицентре” он с энтузиазмом относится к чизбургеру с зеленым перцем в захудалой закусочной. В “Руинах”, в мексиканском отеле, Малдер питается цыпленком с бананами, большим блюдом лайм, супом с перцем чили и пьет “маргариту”.]

Большой спор о китайской кухне: Многие задаются вопросом, почему Малдер и Скалли всегда питаются едой из китайской кухни в литературных произведениях, хотя этого нет в самом сериале. Тут, наверное, стоит вспомнить о романе “Эпицентр”: Малдер заказывает отварной рис, цыпленка кунг-пао (для Скалли) и свинину с жареным горохом. Цыпленок – для Скалли, так как ему где-то удалось выяснить, что это одно из любимых блюд Скалли, хотя до этого они вместе не ходили по китайским ресторанам. Когда они доедают, он сваливает остатки в одну картонку и говорит, что съест это на завтрак вместе с яичницей, когда вернется. Скалли считает это странным.]

Кем он точно не является, так это гурманом. В серии “Chinga” он открывает свой холодильник, не обнаруживает там абсолютно никакой еды, даже какого-нибудь старого холодного куска пиццы и т.п. Есть там, правда, пакет апельсинового сока, срок годности которого истек несколько месяцев назад.

[В то время как в сериале это незаметно, литературные произведения по “СМ” все больше проявляют тенденцию показывать Малдера любящим потрепанные закусочные, а также обладающим безошибочным чутьем на отвратительные мотели, которые никто, кроме него, не переносит. В “Эпицентре” ему нравится старая закусочная, которую он находит в Нью-Мексико, а в “Антителах” он приводит Скалли в Khe Sanh Khoffee Shoppe, заведение корейцев, но при этом вовсю подражающее заурядной американской пище. Скалли оно не нравится, а Малдеру нравится из-за пенопластовых чашек. Оно располагается недалеко от штаб-квартиры ФБР, поэтому Малдеру заводит туда Скалли для обсуждения дела.]

Женщины Малдера

mulder_faq11Прежде всего – был ли Малдер когда-нибудь женат?

Малдер носил обручальное кольцо в серии “Unusual Suspects” (время действия – 1989), несмотря на то что в той же серии в его личном деле его семейное положение обозначено как “холост”. Мы можем предположить, что это был просто недосмотр, учитывая, что Малдер появлялся в этой серии в немногих сценах и Духовны мог просто забыть снять свое кольцо.

Но затем была серия “Travellers” (время действия – 1990), и опять у Малдера это кольцо, и нам его демонстрируют уже просто-таки нарочито…

Это не может быть недосмотром и со стороны Духовны, и со стороны съемочной группы одновременно, уж не дважды точно. И до этого бывали серии, где Малдер появляется лишь эпизодически (например, “Chinga”), и там Духовны кольцо снимать не забывал. И не может быть просто совпадением, что оба появления обручального кольца происходят в двух сериях, описывающих события до “икс-файлов”. (Вполне возможно, что в “Unusual Suspects” это была просто случайность, но затем было решено не игнорировать ошибку, а продолжить ее развитие – или с дальним сюжетным прицелом, или просто чтобы подразнить зрителей. Кстати, однажды ди-джей ванкуверского радио имела телефонный разговор непосредственно с Духовны (см. раздел новостей), и тот упомянул, что на самом деле это была его идея сделать Малдера курящим и обрученным. Он сказал, что ему хотелось привнести в жизнь Малдера тайну о жене, о которой он никогда ни с кем не говорил.)

Однако, если допустить женитьбу Малдера, то хронологического пространства у нее немного. Малдер не женат уже в марте 1992, когда показана пилотная серия “СМ”. Нет жены и в районе 1988, когда мы видим Малдера на расследовании дела Барнетта. Если он на самом деле женат во время действия сюжета “Unusual Suspects” (1989), учитывая наличие кольца, то, видимо, его личный файл еще не обновлен, а значит, женился он совсем недавно… Господи, как все запутано!

Несмотря на предположение Морриса Флетчера из “Dreamland II” о том, что Малдер “не спит с женщинами уже десять лет”, женщины у него определенно были, в той или иной степени близости. Нам известно о следующих:

Инспектор Фиби Грин (Phoebe Green) появляется в серии “Fire”, где Малдер представляет ее как “старого друга”. Он признается, что у них были серьезные отношения и он за это поплатился. Очевидно, что в прошлом она причинила ему боль, хотя и непонятно каким образом, и продолжает приносить ему страдания спустя годы. “Рано или поздно человек должен встретиться лицом к лицу со своими демонами” – эта фраза Малдера, кажется, относится в равной степени как к его страху огня, так и к Фиби, учитывая, что она подбросила ему дело, которое, как ей было известно, нарушит его душевный покой. Прямо на следующий день после встречи он уже поглядывает на двуспальную кровать, а также просит Скалли не подниматься к нему, ожидая, что у него будут “заняты руки”, наконец, они с Фиби целуются. Он кажется по-настоящему шокированным, увидев ее в объятьях другого мужчины. Нам мало что известно о подробностях их взаимоотношений, кроме факта их несколько нетрадиционной сексуальной близости прямо на могиле Артура Конан Дойла в Уиндлсхэме (что весьма любопытно, учитывая, что могила Дойла выполнена в форме торчащего креста, на котором чертовски трудно что-либо делать, разве что балансировать на цыпочках на одной ноге. И находится эта могила вообще-то не в Уиндлсхэме, а в Минстэде, Нью-Форест. Да ладно, допустим, что сия близость была столь приятна, что такие мелочи как-то стерлись в памяти…)

Диана Фаули
(Diana Fowley) впервые появилась в серии “The End”, ей посвящена отдельная страничка. Она работала над “икс-файлами” в течение первой половины шестого сезона, и хотя она утверждает, что помогает Малдеру, множество фэнов – и Скалли – в этом сильно сомневаются. Малдер же очень медленно воспринимает аргументы против Фаули.

Кристен Килар
(Kristen Kilar) – это вампирша из серии “3”, с которой Малдер провел одну ночь. Кажется, что она привлекает его с момента их первой встречи, но из дальнейших диалогов следует, что продолжение его интереса к ней проистекает из его желания защитить ее. Благодаря частым ссылкам по ходу сюжета на цепочку с крестиком Скалли, которую теперь носит Малдер, не нужно быть знатоком человеческих душ, чтобы понять, что во многом его влечение к Кристен объясняется его одиночеством без Скалли. В любом случае, она убивает себя в нелогичной попытке стать вампиром, раз это единственный способ, по ее мнению, уничтожить надоедливых вампиров, которые ее достают.

mulder_faq13Детектив Анджела Уайт (Angela White) – серия “Syzygy” – это влечение, объясняемое скорее неблагоприятным расположением планет или, если угодно, действием алкоголя. У нее пропала кошка, наверное, погибла, он ее ободряюще обнимает, что далее переходит в утыкание носом в шею и нюханье духов. Затем она начинает раздеваться, от чего он выглядит поистине напуганным, и потом она буквально набрасывается на него. Начинается противоборство, Скалли, однако, войдя в комнату, воспринимает все несколько иначе.

mulder_faq12Бэмби Берембаум (Bambi Berembaum) – “War of the Coprophages” – по мнению многих, чисто плотское влечение Малдера. Начиная с момента, когда он с ней сталкивается впервые – с открытым ртом и с вожделением, и далее, учитывая его манеру поведения, – все это может быть описано только как плотское влечение. “У, да ты умная. Как очаровательно!” – воркует он, поправляя прическу. Ну, хорошо, не совсем так он себя ведет, но все шло к этому, не вмешайся Скалли и не появись Профессор, с которым Бэмби исчезает в закате…

Мелисса Эфезиан (Melissa Ephesian): Вероятно, его родственная душа в прошлых жизнях (“The Field Where I Died”).

Марита Коваррубиас
(Marita Covarrubias) – не его женщина. В серии “Tunguska”, когда все выглядит, будто она готова соблазнить его, Малдер любезно демонстрирует нам свои наручные часы, так что нам известно, что он провел у нее менее трех минут, после того как она промурлыкала “сколько у вас есть времени?”, будучи одетой всего лишь в халат.

Секретарша Керша (“Dreamland”) – не женщина Малдера. Однако, раз она спала с Моррисом Флетчером, который был в теле Малдера, можно предположить, что она думает, что Малдер – ее любовник. Будет ли она преследовать ничего не подозревающего Малдера, требуя ответа, почему он теперь безразличен к ней? Или после обратных метаморфоз в конце “Dreamland II” никто ничего не помнит?

И наконец, в серии “Little Green Men” на автоответчике Малдера женский голос, жалующийся, что после стольких его просьб о свидании, он пропустил назначенный ей совместный ленч.

Малдер и нормальная жизнь

“Jersey Devil”:
Скалли: “В отличие от тебя, Малдер, я хочу жить нормальной жизнью.”
Малдер: “У меня нормальная жизнь.”

Судя по всему, работа Малдера и есть вся его жизнь. “Больше ничего для меня не имеет значения,” – говорит он в пилотной серии, а в “Never Again” он признается Скалли, что “секретные материалы” – это его жизнь. Случаи, когда он приходит в офис позже Скалли, очень редки и их можно пересчитать по пальцам. Большинство эпизодов начинается с того, что, придя утром на работу, Скалли уже обнаруживает в офисе Малдера. Серии типа “Jersey Devil” показывают его за работой поздним вечером, а “The Erlenmeyer Flask” – на кушетке дома с “икс-файлом” на коленях. Даже спустя несколько лет, в серии “The End”, он все еще утверждает, что “секретные материалы” значат для него все. Он говорит Скиннеру, что все его будущее связано с “икс-файлами”, а Диане Фаули – что они и есть его жизнь, хотя кисло добавляет, что на самом деле у него нет нормальной жизни.

Печальное толкование всему этому дается в серии “How the Ghosts Stole Christmas”, когда привидение-мужчина говорит Малдеру, что он – Малдер – одинокий человек, “следующий за своими парамастурбаторскими иллюзиями, которые, как вы верите, наполняют вашу жизнь смыслом и значением, чего вы не можете найти где-либо еще в силу своей патетичной социальной неприспособленности”.

В серии “Never Again” мы узнаем, что Малдер не брал ни дня отпуска уже четыре года. Когда его заставляют отправиться на отдых, он берет лишь день-два, после чего возвращается. Его выбор отдыха? Паломничество в Грейслэнд.

Скалли звонит ему в серии “Christmas Carol” 23 декабря. В то время как она остается со своей семьей, он все еще сидит дома в одиночестве и выходит на улицу разве что для утренней пробежки трусцой. Никаких признаков того, что он, например, собирается поехать к матери. Следующая серия “Emily” не начинает свое время действия вплоть до 28 декабря, и что он мог делать эти несколько дней, непонятно. Тем не менее, в следующем году он сидит дома в одиночестве, смотрит ТВ рождественским утром и выглядит подавленным.

В “Chinga” он изо всех сил старается провести выходные в праздности, но, судя по всему, впадает в скуку (и скорее смущается от мысли, что для Скалли этот факт становится очевидным). Он остается в офисе и смотрит странное видео, а также пытается втереться в дело, которое поневоле Скалли расследует самостоятельно. Он играется с баскетбольным мячом. Он метает карандаши в потолок. Хотя он притворяется, что чудесно проводит время за работой, не отвлекаясь, никого из нас, да и Скалли, это обмануть не может.

Однако в серии “Dreamland” он заявляет, что такая разновидность жизни (с постоянными поездками по темным дорогам в погоне за призрачными целями) и есть нормальная жизнь. Его она больше устраивает, чем адская семейная жизнь, которая сваливается на него, когда он меняется телами с Флетчером. Даже получив такой шанс узнать истину изнутри, находясь в теле “человека в черном”, он не желает смириться с этим. Единственное, чего он хочет, – это вернуться назад к своей нормальной жизни, которая для него гораздо важнее, чем выяснение истины ценой жертвы собственной личностью.

Есть ли у него друзья (без учета Скалли)? Одинокие Стрелки, может быть, хотя непонятно, какими он их видит в жизни без совместного обсуждения теорий заговоров над сырными стейками. “Весельчак среди друзей” Реджи Пердью, его начальник в прошлом, был достаточно близок с Малдером, чтобы тот оказался единственным человеком, которому Пердью хотел дать прочитать незаконченную повесть. Старый напарник Малдера Джерри Ламана обнимает его, но Малдер при этом чувствует себя скорее неловко. [В повести “Гоблины” у Малдера появляется друг по имени Карл Барелли, спортивный репортер, который увивается за Скалли. Он погибает во время этого расследования, что весьма симптоматично.]

Однако, учитывая, как он сбегает в серии “Detour”, когда Скалли заходит к нему в номер с бутылкой вина, и как удивлена Скалли (в “Small Potatoes”) тем, что Малдер (который на самом деле “лже-Малдер”) хотел бы с ней поговорить с ней о чем-либо, кроме расследования дела, мы можем задаться вопросом: а могут ли вообще даже вышеупомянутые кандидаты в друзья Малдера стать на самом деле его друзьями – я имею в виду, способен ли он вообще общаться с ними на темы, подпадающие под определение “нормальных тем” для дружеского общения?

В его интересы входит спорт. Он бегун (“Pilot”, “Deep Throat”, “Blood”, “Humbug” и т.д.) и пловец (“Duane Barry”). Он любит смотреть [американский] футбол (вспомним серию “Irresistible”, когда главной причиной, по которой он взялся за расследование, оказывается близость места расследования к интересующему его футбольному матчу) и сожалеет вместе с Глубокой Глоткой, что они не смогут вместе сходить на игру. Судя по тому факту, что он обращается с билетами как с разменными деньгами (“Conduit”), можно удивляться, если он на самом деле попал хотя бы на один матч. Он болеет за баскетбольную команду New York Knicks (как и сам Дэвид Духовны. Вообще-то Малдер сподобился оторвать лоскут от своей баскетбольной майки ради того, чтобы уличить Боггса в серии “Beyond the Sea”) и футбольную команду Washington Redskins (“Irresistible”). Он знает о футболе времен своего детства, обсуждая с полковником Будахасом Суперфинал 1968 года в “Deep Throat”. Скучая или ожидая своих информаторов, он любит постучать баскетбольным мячом в своей квартире. Кроме того, он большой знаток и ценитель бейсбола (“The Unnatural”).

Он смотрит старые научно-фантастические фильмы – или, скорее, засыпает во время их просмотра. Он впадает в сон перед экраном, на котором демонстрируются фильмы “The Fly” (в серии “Tooms”) и “The Journey to the Center of the Earth” (в серии “The Erlenmeyer Flask”), а в серии “Little Green Men” юный Малдер хочет посмотреть сериал 70-х “The Magician”.

Мы не видим его читающим художественную литературу (в отличие от Скалли, которая читает “Breakfast at Tiffany’s” в серии “War of the Coprophages”), хотя по меньшей мере он в состоянии процитировать “Моби Дика” (серия “Quagmire”), косвенно ссылается на Т.С. Элиота (серия “Pusher” – “без хныканья, но с грохотом” и серия “DPO” – “апрель – самый жестокий месяц”) и более или менее цитирует стихи Браунинга (серия “The Field Where I Died”). [В компьютерной игре рядом с его кроватью находится “From outer Space” Джоуза Чанга, но это скорее исключение, раз Малдер упомянут в этой книге. В романе “Эпицентр” он читает повесть Филипа Дика.]

Кажется, ему нравится классический рок. Проверяя способности Боггса (“Beyond the Sea”), он просит того “протранслировать” Джими Хендрикса, а в другой серии упоминается, что Малдер врубал “Dark Side Of The Moon” группы “Pink Floyd”, только чтобы достать своих соседей. Мы никогда не слышали, чтобы он наслаждался музыкой, хотя, кажется, ему нравилась музыка на кассете, которую ему дали тинэйджеры в серии “Deep Throat”.

Он большой поклонник Элвиса, судя по факту его паломничества в Грейслэнд в серии “Never Again”. Ранее, в серии “Home”, он выражает дикий ужас от газеты, объявляющей о смерти Элвиса.

[В “Гоблинах”, повести Чарльза Гранта (Charles Grant), Малдер – завсегдатай бара “Ripley’s”, на Даймонд-стрит в Александрии, рядом с рекой. На той же стороне улицы – магазин одежды; на другой – бакалейная лавка. Бар не имеет ни витрин, ни вывесок, так как это бар исключительно для “своих”. Внутри бара – постеры старых фильмов, Малдер жаждет заполучить постер (с автографом) фильма “Thing from another world” . В баре тихая фоновая музыка, а когда входит Малдер, она переключается на какую-то инопланетную мелодию. Одна из служащих бара, Труди, студентка-юрист из Джорджтауна, несколько раз назначает свидания Малдеру, хотя в их отношениях нет ничего серьезного (интересно, не от нее ли у Малдера футболка Джорджтаунского университета?)]

Малдер или Фокс

mulder_faq14В серии “Tooms” он предостерегает Скалли от называния его Фоксом: “Я даже своих родителей заставил звать меня Малдером”. Вообще-то неправда. Оба его родителя зовут его Фоксом (“Colony”, “Anasazi” и т.д.). Фоксом его называет Скиннер в серии “Tooms”, хотя, пожалуй, это единственный раз, когда он себе позволяет это. Сенатор Мэтесон, его “контакт в Конгрессе”, зовет его Фоксом в “Little Green Men”. Может, он стесняется поправлять старших по поводу его имени? В серии “One Breath” он поправляет сестру Скалли, но не ее мать.

Впрочем, Фоксом его называли также Бэмби (“War of the Coprophages”) и Диана Фаули.

Малдер представляется Фоксом, когда знакомится с детьми. Когда он пытается расположить к себе девочку из “Paper Hearts”, он говорит, что его зовут Фокс, хотя он мог назвать себя так из-за похитителя Роше, который использовал имя Малдера и мог уже до этого представиться девочке как “агент Малдер”. В серии “The End” он говорит мальчику Гибсону, что он – Фокс, а женщины с ним – Дана и Диана.

(Кстати, те порномедсестры из “Kill Switch” тоже зовут его Фоксом. Если видения являются чисто внешними, самостоятельно созданными компьютером, тогда это естественное предположение со стороны компьютера, не знающего о необычной антипатии Малдера к собственному имени. Если же это видение создано на основе его подсознания… Так-так… Грудастая медсестра, прижимающая его к своему обширному бюсту и называющая его “Фокс”… Нет, увольте, делайте выводы сами!)

Что касается прозвища “Spooky” (различные версии перевода на русский язык, наиболее распространенный вариант – “Призрак”): В пилотной серии Скалли говорит, что это прозвище Малдера в Академии ФБР. Так нигде и не объясняется, пошло ли это от его интереса к паранормальному или от его способности быть в каждом деле “на три прыжка впереди” остальных, которую Пердью назвал “пугающей” (“Young at Heart”). Это прозвище употреблялось уничижительно Томом Колтоном в серии “Squeeze” (где Скалли также назвали миссис Спуки (“Mrs Spooky”)), Реджи Пердью, сказавшим, будто до него доходили слухи о паранойе Малдера. Это прозвище Малдера широко известно – настолько, что Лэрри Уинтеру из серии “Blood” не составило труда провести маленькое дознание и прослышать о нем.

Мало ему кличек, которыми его наградили другие, так Малдер с горечью называет себя “Monster Boy” (“монстрик”) в серии “Folie a Deux”, когда вопрошает, на самом ли деле он выглядит как чудак, постоянно видящий в каждом рутинном деле загадочную тайну.

У него определенно есть какой-то бзик относительно имен. Скалли он называет Даной совсем редко, обычно если только хочет сказать что-либо доверительное или угодить ей (“Lazarus”, “Beyond the Sea”, “The Field Where I Died”), даже называя ее “Скалли” при ее семье. Правда, Реджи Пердью он называет “Реджи”, а Джерри Ламану – “Джерри”. Он даже Крайчека один-два раза назвал “Алекс” (“Ascension”), одалживая у него машину.

Малдер и суицид

mulder_faq15Сюжет серии “Gethsemane”, конечно, просит нас поверить в то, что Малдер убил себя, выстрелив себе в голову, после того как узнал, что вся его жизнь строилась на лжи и что именно он стал причиной заболевания Скалли раком.

Серия “Redux” сразу же показывает нам, что он этого не сделал. Однако тот факт, что Малдер и Скалли, подстраивая его смерть, выбрали ее причиной самоубийство, показывает, что самоубийство даже им самим не казалось нехарактерным для личности Малдера. Никто, даже скептичный Скиннер, не сказал чего-нибудь вроде “Малдер? Убил себя? Да никогда!”. Более того серия “Redux” предполагает, что он действительно подумывал о самоубийстве. В рекламных роликах этой серии (правда, не в самой серии) Малдер демонстрировался с приставленным к голове пистолетом, и его голос за кадром, в то время как он заряжал оружие и плакал, говорил: “Моя глупость раскрыта фактами, которые высветили мою самонадеянность и самообман. Если бы эта трагедия была только моей… Тогда было бы легче сегодня довести этот путь до конца.”

У нас нет никаких других доказательств, что Малдер помышлял о суициде, хотя он определенно выглядел очень подавленным. Он винил себя за исчезновение сестры, а серия “One Breath” показывает, что он винит себя и за то, что случилось со Скалли. Когда он хочет подать в отставку, отказывается от шанса на месть и затем имеет все основания полагать, что Скалли умрет, он не сдерживает слез, сидит на своей кушетке с невидящим взглядом, и на его лице выражение смертельного отчаяния. Позже, когда Скалли лежит при смерти, а ее брат обвиняет во всем случившемся Малдера, тот признает вину и добавляет, что также его сестра и отец стали жертвами его крестового похода за истиной.

“Little Green Men” – это еще одна точка его падения, когда “секретные материалы” закрыты и он теряет веру в себя и удивляется, что вся его жизнь была практически ничем большим, чем иллюзорные “эльфы” или “зеленые человечки”.

Прочие

Чувство направления: Этот аспект нечасто встречается в литературных произведениях по мотивам “СМ”, но в сериале встречаются несколько моментов, когда Малдер демонстрирует полную некомпетентность в правильном выборе направления движения.

В серии “Genderbender” он сражается с картой, держа ее в руках вверх тормашками, затем нетерпеливо ее переворачивая. Позже он полностью теряет ориентацию, сминает карту и подбрасывает ее вверх (Скалли ловко ее ловит). В серии “Roland” в здании исследовательского центра он начинает идти неверной дорогой, и Скалли его поправляет. “Syzygy” начинается со сцены спора между Малдером и Скалли о правильном маршруте, а начало сюжета серии “Quagmire” базируется на том факте, что Малдер безнадежно заблудился и должен остановиться и спросить о дороге местных жителей, которые потом сыграют свою роль в дальнейшем развитии событий. В той же серии Малдер выглядит чувствующим себя не в своей тарелке в сельской местности, комментируя это тем, что здесь слишком темно после города, и выдвигая предположение, что он не из тех, кто вынослив вне родного дома. Он повторяет это мнение в серии “Detour”. Несмотря на то что он говорит, будто в прошлом они с отцом были “индейскими проводниками” в лесах близ его родного дома (кстати, что-то нехарактерные какие-то взаимоотношения между отцом и сыном в семье Малдеров), он ничего не может противопоставить нападению в лесу, не может помочь полезным советом Скалли, пытающейся разжечь костер, и говорит, что убежден, что вся природа вокруг вышла на охоту за ними.

Брезгливость: В серии “Ice” Малдер явно не в восторге от операции по выуживанию червя из шеи Бира. Он торопится, словно его сейчас стошнит, но, вероятно, обходится без этого, так как он всего лишь приносит банку для помещения туда червя. В других сериях, однако, он присутствует при вскрытиях, проводимых Скалли, без всяких признаков беспокойства. Может быть, привык?

А вот в серии “Irresistible” Малдер без проблем переносит вещи, которые Скалли находит ужасающими. Это, наверное, из тех вещей, которые имела в виду Скалли, сказав в серии “Our Town”, что, по ее мнению, на свете не существует ничего такого, что могло бы вызвать у него ночной кошмар.

Тем не менее даже в четвертом сезоне он все еще более брезглив, чем Скалли. В серии “Leonard Betts” он выглядит несчастным (корчит рожи и переминается с ноги на ногу), когда Скалли копается в емкости с человеческими отходами хирургических операций в поисках головы Беттса, и явно ужасается, когда она просит его помочь ей, так как его руки длиннее.

(Хотя это странно, учитывая, что, например, Скалли больше, чем Малдера, беспокоит трупный запах. Есть несколько эпизодов, когда она зажимает нос пальцами, а он – нет, – как, например, в пилотной серии, когда неожиданно открывается гроб.)

Курение: В серии “Dreamland” Флетчер в теле Малдера просит Скалли купить ему сигарет марки “Morley”. “С каких это пор ты куришь?” – спрашивает она, показывая, что при ней он раньше никогда не курил. Впрочем, в серии “Travellers”, время действия – 1990, Малдер явно курил.

Психология: О психологическом фоне личности Малдера см. разделы Oxford и Psychology на сайте Deep Background (пока на английском языке, перевод на русский будет поставлен в очередь, если это кого-нибудь всерьез заинтересует). Некоторые фрагменты из сериала показывают нам, что он не одобряет использование препаратов при лечении психологических расстройств (“Born Again”), предпочитая регрессивный гипноз. Клайду Бракмэну (“Clyde Bruckman…”) Малдер заявляет, что он не фрейдист.

Написание отчетов: Малдер предпочитает (не исключительно) писать отчеты от руки, в то время как Скалли использует компьютер. В серии “Folie a Deux” мы видим его составляющим психологический портрет с помощью шариковой ручки и желтого блокнота.

“Морская болезнь”: У Малдера “морская болезнь” (“Dod Kalm”). Однако, его вроде бы не беспокоит перспектива этой напасти в серии “Triangle”, когда он берет на прокат лодку, чтобы в одиночку плыть в Бермудский треугольник. Может быть, его, конечно, нещадно тошнило, пока он плыл, нам это не показали. Или, может быть, люди, страдающие “морской болезнью”, не страдают ею в своих снах (или в путешествиях во времени, если угодно)?

Знание языков: Малдер не говорит по-испански (“Little Green Men”). Он учил французский в школе, но хотел бы уметь читать по-японски (“731”).

Следование инструкциям: Его склонность нарушать каждое правило, вероятно, восходит к его первому делу, когда его напарник, агент Стив Валленберг, погиб, потому что Малдер следовал инструкции (“Young at Heart”).

Приготовление пищи: Мы видим его готовящим еду в серии “Deep Throat”, хотя это не более чем бекон или что-то в этом роде. В серии “Tooms” в тот вечер, когда к нему в квартиру пробирается Тумс, у него на ужин пицца, явно доставленная в коробке. В серии “Chinga” мы заглядываем в его холодильник и видим ужасающую картину: абсолютная пустота, за исключением остатков старого и испорченного апельсинового сока.

Благосостояние: Много уже было сказано фэнами о привычке Малдера одеваться в одежду, выглядящую гораздо более дорогой, чем он может себе позволить по своему уровню доходов. Его семья, кажется, была вполне благосостоятельной, жила на острове Martha’s Vineyard и владела при этом летним домом на Род-Айленде. Унаследовал ли Малдер кругленькую сумму от отца?
Однако перспектива невыплаты зарплаты в течение нескольких недель заставляет его уйти против желания в отпуск (“Never Again”), и он объясняет это необходимостью платить за еду и квартиру. В серии “Monday” он достаточно напуган перспективой перерасходования средств и неуплаты по чеку, что старается как можно скорее отнести свой чек в банк.

Чаевые: Вне зависимости от своего благосостояния Малдер – не лучший даватель чаевых. В серии “Bad Blood”, платя за пиццу, он дает парню из службы доставки $13.00 за пиццу стоимостью $12.98 и любезно разрешает тому оставить сдачу себе. В кинофильме, после своей долгой спиртной сессии в баре, он расплачивается, и барменша выглядит скорее недовольной, когда пересчитывает деньги. Затем в “Dreamland”, находясь в теле Флетчера, он говорит хозяину автозаправки, чтобы тот оставил себе сдачу в 11 центов, и выглядит при этом вполне довольным собой.

Любимые места для размышлений: “Little Green Men” показывает такое место дважды: скамеечка на берегу реки Потомак. Литературные авторы вовсю стали отрабатывать эту скамейку, сделав его традиционным местом встречи Малдера и Скалли. [Из повестей: Малдер любит поразмышлять в тишине приливного бассейна у мемориала Джефферсона (“Гоблины”), а также он любит пойти посмотреть на конфискованные ФБР предметы – такими как гигантский медведь или “харли-дэвидсон”, что находится в штаб-квартире ФБР на маршруте публичной экскурсии (“Антитела”).]

Выбор мотелей: [Литературные произведения фэнов по мотивам “СМ” часто утверждают, что у Малдера поразительная сноровка выбирать самые поганые мотели. Вероятно, это объясняется наблюдением за теми местами, где он останавливается в сериале, но я нашел только одно упоминание об этом – в повести “Гоблины”. Малдер обладает талантом выбирать ужасные мотели, хотя Скалли называет это проклятием.]

Вход для агентов

Логин

События 2022

  • 17 апреля - премьера сериала «Первая леди» с Джиллиан в роли Э. Рузвельт
  • 30 апреля - торжественное открытие Музея X-Files в США
  • 3 мая - выход книги Уильяма Дэвиса «On Acting... and life»
  • 13 мая - альбом Дэвида Духовны «Gestureland» выходит на CD и виниле
  • 7 июня - выход нового романа Дэвида Духовны «The Reservoir»
  • 7 августа - День рождения Дэвида Духовны (62)
  • 9 августа - День рождения Джиллиан Андерсон (54)
  • 10 сентября - 29 лет со дня премьеры сериала
  • 13 октября - День рождения Криса Картера (и Малдера)

Видео недели

Анонс 11х10...

Фото недели

Новое в Twitter

Случайная цитата

Если я не позвоню к полуночи, покормите моих рыбок.

Фокс Малдер
(The Pine Bluff Variant)