Новости

Обзор эпизода 11×08 Familiar

0 1035

«Фамильяр» – самый жуткий эпизод в 11 сезоне «Секретных материалов».

Малдер и Скалли сталкиваются с охотой на ведьм – как в буквальном, так и переносном смысле – в самом пугающем на данный момент эпизоде 11 сезона.

Охота на ведьм до сих пор остается актуальной темой. Разумеется, не в прямом смысле, однако сам термин по-прежнему используется, когда речь идет о необоснованных обвинениях толпы. По факту, “охота на ведьм” это широко используемый в последнее время термин благодаря движению #MeToo (получившее распространение в результате обвинений в сексуальных домогательствах), что только подчеркивает его значимость в современном диалекте. Реакцией на эту действительно актуальную проблему стал новый эпизод “Секретных материалов”, нацеленный на то, чтобы вскрыть и проанализировать проблематику “охоты на ведьм”. И хотя “Фамильяр” местами отходит от этой смелой темы, он все равно стал одним из наиболее впечатляющих и пугающих эпизодов текущего сезона.

“Фамильяр” выглядит как классический образец “Секретных материалов”. В частности, хладнокровный тизер к эпизоду представляет собой идеальную завязку, которая будоражит вас и заставляет смотреть дальше. И хотя завязка расследования вертится вокруг предполагаемой атаки животных, давайте пока отбросим это в сторону, и обратимся к жуткому Мистеру Улыбке. Кукла Эндрю и её метафизический двойник – это действительно жуткое зрелище и один из лучших монстров, созданных в сериале за последнее время. Подход “все хорошо в меру” здесь отлично сработал. И хотя кажется, что эта серия напоминает Channel Zero (“Нулевой канал” – сериал о детском телешоу, связанном с убийствами), но в самых лучших качествах. Режиссер-новичок Холли Дейл (Американцы, Декстер, Мэри убивает людей) создает настоящий ад на экране, со знанием дела повышая градус напряжения и ужаса. Такое чувство, что за камерой стоит вовсе не женщина, а скорее Глен Морган или Джеймс Вонг, поэтому если “Секретные материалы” вернутся с 12-м сезоном, Дейл непременно должна снова оказаться в кресле режиссера. Да и авторы “Нулевого канала” явно не ошибутся, если возьмут ее в свой штат в четвертом сезоне.

Когда искусанное тело мальчика находят в лесу, местная полиция приходит к выводу, что это было нападение животного, в частности, койволка (помесь койота и волка). Однако, у Малдера и Скалли своя версия случившегося. Сначала полицейские с подозрением относятся к тому, почему в ФБР заинтересовались смертью Эндрю, но Малдер и Скалли поясняют, что их присутствие необходимо в случае, если совершено убийство одного из членов семьи правоохранительных органов. Конечно же, они считают, что это было именно убийство, а не нападение койволка. Отделение полиции штата Коннектикут воспринимает их помощь в штыки, однако, разве было иначе, когда наши агенты вмешиваются в расследование местных органов власти? Такая динамика снова переносит нас в первые сезоны сериала, и всякий раз гораздо приятнее видеть, как Малдер и Скалли меряются теориями о монстрах посреди леса, чем ведут драматические рассуждения о правительстве в своем кабинете.

В этом сезоне Скалли неоднократно третировали, но в “Фамильяре” она, наконец, на своем почетном месте. Динамика в ее с Малдером отношениях естественная и увлекательная, как будто он прикрывал ее спину все эти годы без перерыва. В эпизоде Скалли предстоит делать вскрытие ребенка, и эта сцена очень органично вписывается в ее переживания, отражая историю Уильяма. Если это действительно последний сезон для Джиллиан Андерсон, то приятно видеть, что ее персонаж получил правильное развитие в последних для актрисы эпизодах.

Нельзя не отметить, что это пока единственный эпизод в сезоне, который сохранил слоган “Истина где-то рядом” нетронутым, и это только в лучшему. Одна из проблем сезона состоит в том, что некоторые эпизоды стараются казаться тем, чем они не являются. Не обязательно менять правила игры каждую новую партию. “Фамильяр” так и делает, не пытаясь превзойти самого себя, и, в конечном счете, оказывается на голову выше эпизодов, которые стремятся допрыгнуть до луны, но не достигают цели.

Когда Малдер и Скалли пытаются разобраться в том, что здесь происходит, основная теория Малдера заключается в том, что в преступлениях виновен адский пес. Скалли, разумеется, скептически относится к его умозаключениям, но Малдер настаивает на своей теории, подкрепляя ее тем, что Салемское колдовство до сих пор практикуется в этом регионе местными приверженцами темной магии. Если в прошлых делах агенты сталкивались с еще гораздо более странными существами, то в данном случае ведьмы и адские псы совсем не кажутся чем-то невероятным. Скалли, размышляя над убийством Эндрю, полагает, что здесь действительно замешано зло, но вовсе не сверхъестественного характера. Осмотр тела мальчика заставил ее задуматься над тем, что к убийству может быть причастен его отец – шериф, которого покрывают коллеги по работе.

На середине эпизода кажется, что загадка решена, когда обнаруживается осужденный педофил, который живет на соседней улице, а в его доме обнаруживается костюм Мистера Улыбки. Эпизод строится по классической схеме дебатов “скептик-верующий” между Скалли и Малдером, и Скалли склоняется к версии причастности педофила к убийству мальчика. Горожане уже вынесли аналогичный вердикт. Малдер, с другой стороны, считает, что “идеальный преступник” не всегда оказывается виновным. Все становится еще запутаннее, когда эпизод переходит от криминальной составляющей к темной магии.

Чем глубже Малдер и Скалли погружаются в магическую сторону дела, тем страшнее становится. Мистер Улыбка это персонаж детского телешоу (как и Жуткопузики, подозрительно похожие на Телепузиков), который, по-видимому, гипнотизирует детей, похищает и убивает их. Добавьте щепотку черной магии и получите идеального охотника-убийцу детей.

Одна из сильных сторон “Фамильяра” состоит в том, что эпизод не тратит времени впустую, и Малдер со Скалли сразу оказываются в деле. Никаких прелюдий в здании Бюро здесь нет. Эпизод также не пытается слишком сильно закрутить сюжет, что делает повествование еще чище и лучше. “Фамильяр” знакомит нас с семьей Эггерсов, и позволяет нам прочувствовать всех действующих лиц, не увязая в болоте. Также увлекательно наблюдать за тем, как “Фамильяр” совмещает человеческие грехи со сверхъестественным душком. Особое внимание уделено жестокому обращению с детьми, прелюбодеянию, насилию, а также описанию современных ведьм. Все это повязано между собой, с пугающим оскалом Мистера Улыбки, который делает историю еще страшнее, чем нужно.

“Фамильяр” становится слишком жестоким ближе к концу эпизода, но последний акт заставил меня вскрикнуть от неожиданности, чего еще не было со мной в этом сезоне. Жестокое убийство, которое можно было бы избежать, отражает динамику насилия, которая возрастает с каждой минутой эпизода. Эта серия вполне заслуженно может носить ярлык “охоты на ведьм”, но он никак не лишает ее других, куда более весомых, проблематик. Горожане Иствуда в штате Коннектикут обвиняют невиновного бывшего сексуального преступника и подвергают его истязанию, сравнимого с охотой на ведьм – именно эта сцена наглядно соединяет две половины эпизода в одно целое. Несмотря на различие двух поднятых проблем, они, в конце концов, не такие уж и разные.

Финал эпизода выдался немного небрежным – а именно то, как сложилась мозаика. Проблема, с которой столкнулись Малдер и Скалли, в итоге решилась сама собой, сгорая в языках пламени. В первом акте Малдер пошутил про спонтанное самовозгорание человека, и теперь мы увидели подтверждение его слов. И хотя в конце сложились не все так гладко, пройти мимо этих недостатков достаточно легко, так как основная часть эпизода сработала на ура. “Фамильяр” – это убедительная и интригующая история, жуткая и эмоциональная по всем направлениям. Возможно, она не столь новаторская, какими могут быть “Секретные материалы”, но, оглядываясь на прошедшие эпизоды 10 и 11 сезонов, “Фамильяр” это как глоток свежего воздуха, в котором так нуждался сериал. Жаль, текущий сезон стартовал с сомнительных эпизодов, потому что заканчивается он одними из лучших серий, которые достойны стать настоящими хитами.

Оценка: 4.5/5

Источник: Bloody Disgusting

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.

Вход для агентов

Логин

События 2022

  • 17 апреля - премьера сериала «Первая леди» с Джиллиан в роли Э. Рузвельт
  • 30 апреля - торжественное открытие Музея X-Files в США
  • 3 мая - выход книги Уильяма Дэвиса «On Acting... and life»
  • 13 мая - альбом Дэвида Духовны «Gestureland» выходит на CD и виниле
  • 7 июня - выход нового романа Дэвида Духовны «The Reservoir»
  • 7 августа - День рождения Дэвида Духовны (62)
  • 9 августа - День рождения Джиллиан Андерсон (54)
  • 10 сентября - 29 лет со дня премьеры сериала
  • 13 октября - День рождения Криса Картера (и Малдера)

Видео недели

Анонс 11х10...

Фото недели

Новое в Twitter

Случайная цитата

Наука - это не мировоззрение, это метод переработки.

Дана Скалли