Новости

Карен Нильсен рассуждает о “кровавых” радостях и эмоциональном великолепии девятого эпизода “Ничто не вечно”

0 517

Оставим на совести Криса Картера и его команды то, что предпоследний эпизод 11 сезона получился, пожалуй, самым жёстким и кровавым за всю историю существования сериала; увиденные нами на экране чрезмерный натурализм и жестокость с лихвою компенсирует тот факт, что никогда прежде нам не приходилось видеть Малдера и Скалли столь “эмоционально обнажёнными” в своём отношении друг к другу.

“Ничто не вечно” – самый первый сценарий эпизода “Секретных материалов”, целиком и полностью написанный Карен Нильсен, которая в 10 и 11 сезонах трудилась в команде сериала координатором сценариев. Интересно, что Нильсен, ставшая одним из шести участников престижной праймовой программы для телесценаристов, организованной под эгидой Бел Медиа (Bell Media) и Канадского Киноцентра (Canadian Film Centre) впервые, хоть и опосредованно, столкнулась с вселенной “Секретных материалов” довольно давно: вместе с исполнительным продюсером “Секретных материалов” Гленом Морганом она принимала участие в работе над его проектами, сериалами “Башня познания” (“Tower Prep”, 2010) и “Злоумышленнники” (“Intruders”, 2014).

Когда “Секретные материалы” вернулись на экраны в 2016 году, Морган познакомил Нильсен с Крисом Картером, и они мгновенно нашли общий язык на почве искренней привязанности к своим четвероногим и клыкастым братьям нашим меньшим. “Мы оба бешено любим собак и оба берём их с собой в офис, поэтому мы чувствуем друг с другом теснейшую связь в этом плане”, – делится своими наблюдениями Карен. – “За время работы над этими двумя сезонами наши собаки здорово подружились”. Сама Нильсен присоединилась к команде “Секретных материалов” в качестве скрипт-супервайзера, что послужило своеобразной стартовой площадкой для последующего написания данного эпизода, режиссёром которого выступил исполнительный продюсер сериала Джеймс (Джим) Вонг.

Мы обсудили с Нильсен некоторые её профессиональные тайны, и она по секрету поведала нам о том, как её короткометражка “Grace” попала в качестве официального бонуса на BluRay издание 10 сезона, а ещё о том, как родилась идея этого эпизода и что же всё-таки шепнула Скалли Малдеру в сцене в церкви.

 Давайте всё-таки начнём с “Grace”, расскажите, как получилось, что Ваш короткий метр оказался в числе официальных бонусов на BluRay с 10 сезоном?

Карен Нильсен (далее – КН): Это ещё одно доказательство того, сколь мощную поддержку оказали мне эти ребята. Я едва только завершила работу над фильмом “Grace”, когда получила приглашение поработать в команде “Секретных материалов” координатором сценариев. Словом, на руках у меня был только что завершённый короткий метр, так сказать, c пылу, с жару.  И он уже побывал на нескольких кинофестивалях. Ещё на стадии работы над фильмом значительную помощь мне оказал Глен, высказывая свои замечания и предложения относительно его сценария. Я провела краудфандинговую кампанию на платформе IndieGoGo, и он также не остался в стороне, сделав свой вклад. Вообще, он всегда старался сделать для меня всё, что только было в его силах. Я же всегда была до ужаса робкой и неуверенной в себе, поэтому готовый фильм я решилась показать только нескольким близким людям. Мне совсем не хотелось беспокоить этим Криса и всех остальных.

 В тот момент я делила своё рабочее пространство с парнем, занимающимся визуальными эффектами, и ещё парой человек из команды, и все они в один голос начали просить: “Ну, дай посмотреть!” А потом вдруг они всем об этом “растрезвонили”, и в один прекрасный день заглядывает ко мне Крис и говорит: “Слышал, ты сделала эту потрясающую короткометражку”. “Что?” – только и смогла выдавить из себя я (Смеётся).

eKjjquNBfhX4GQSV2PCQHxzzvPt

А как же всё-таки дело дошло до реального включения Вашего фильма в бонусы?

КН: Как-то позже, помню, Глен очень спешил, буквально летел по коридору, а я в тот момент оказалась позади него. Вдруг он резко оборачивается, обращает на меня свой взгляд и говорит: “Карен, нам просто необходимо включить Вашу короткометражку в BluRay издание. Не забудьте обсудить это с Крисом”. Когда все страсти немного улеглись, я всё-таки побеседовала с Крисом, и он ответил: “Ну, конечно, да будет так!” Словом, даже если они кажутся сумасшедшими, напрочь лишёнными здравого смысла фанатами и маньяками, которые умудряются удерживать в голове 1000 самых разных вещей, они, тем не менее, никогда не перестают думать о других людях.

И как тогда эта невероятная выпавшая Вам на долю возможность трансформировалась в самостоятельное написание целого эпизода “Секретных материалов”?

КН: Меня отобрали для программы в Канаде, для неё ежегодно выбирают 6 телесценаристов, и называется она “Программа телесценаристов Канадского киноцентра”. Ну, и я старалась не теряться с ребятами на случай, если будет принято решение о продолжении работы над “Секретными материалами”.  Строила я из себя что-то, вроде: “Только посмотрите, ребята, какой я ценный кадр” (Смеётся). Словом, я была в Торонто, участвовала в программе и держала ребят в курсе моих дел, регулярно обмениваясь с ними сообщениями по электронной почте, что моё шоу было приобретено ABC Signature Studios (Прим. Подразделение ABC Studios, существует с 2102г., специализируется на продаже сериалов малобюджетным кабельным каналам). Когда было принято решение о перезапуске, я как раз совершала глобальный переезд в Ванкувер на машине, и со мной был мой пёс. А ребята пытались всё хорошенько продумать. Я точно знала, что буду заниматься координированием сценариев. Но аккурат в тот день, когда я вновь очутилась в Ванкувере, мне позвонил Гейб Роттер.  Думала, что мы просто обсудим мою работу координатором в новом сезоне, но он внезапно спросил, нет ли у меня желания написать сценарий к целому эпизоду. На самом деле, связь была просто ужасная, поэтому ему пришлось повторить это несколько раз прежде чем до меня наконец дошло, о чём он говорит. Он же подумал, что я собираюсь отказаться только потому, что всё это время я никак не реагировала на сказанное им. Но я вовсе не планировала отказываться. Это же была такая потрясающая возможность (Смеётся).

Насколько мне известно, у “Секретных материалов”, особенно во время работы над этим сезоном, не существовало сценарной комнаты в традиционном смысле этого слова. Расскажите, а в чём состоял для Вас процесс написания сценария.

КН: Я старалась постоянно находиться на связи, чтобы информировать ребят о ходе моей работы. Гейб и Дэрин Морган постоянно читали фрагменты текста и давали мне ценные советы и комментарии по прочитанному. Вообще, можно сказать, что они также всегда стремились оказать мне всестороннюю поддержку и постоянно были в курсе того, что я делаю и что пишу. Всё время подготовки и написания сценария я вынуждена была находиться в Канаде, поэтому у меня была возможность получить у них личную консультацию  относительного сценария только тогда, когда они приезжали в Ванкувер снимать свои эпизоды. Я часто и подолгу созванивалась с Джеймсом Вонгом. А ещё с Гленом и Крисом.

И о чём же были эти беседы, предваряющие, по сути, написание сценария?

КН: Изначально мы чётко обозначили то, что мне важно было выразить в этом эпизоде как автору и сценаристу. Не покривлю душой, если скажу, что испытала на себе значительное давление, занимаясь тем, что изначально в “Секретных материалах” было исключительной прерогативой мужчин. И я даже позволила этому обстоятельству несколько выбить меня из колеи. Всё это вместе довольно сильно пугало меня, но затем мы просто сконцентрировались на том, что мне важно было выразить и высказать в этом эпизоде, на моём мнении по этому поводу. Мы много об этом говорили. И я действительно счастлива, потому что сейчас, когда у меня есть возможность увидеть эпизод целиком, я вижу, что в нём присутствуют все значимые для меня элементы. Нам удалось осуществить это, и этим обстоятельством я очень горжусь.

THE X-FILES:  L-R:  Gillian Anderson and David Duchovny in the "Nothing Lasts Forever" episode of THE X-FILES airing Wednesday, March 14 (8:00-9:00 PM ET/PT) on FOX.  ©2018 Fox Broadcasting Co.  Cr:  Shane Harvey/FOX

А как лично Вы приходите к созданию своих сюжетов? Как они рождаются у Вас?

КН: Мне кажется, я иду от характеров, от своих персонажей. Мне крайне важно и необходимо  выработать некие особые, специфические аспекты личности своих персонажей, поскольку я знаю, что в случае с “монстрами недели” “Секретные материалы” частенько скатываются в чистый процедурал (Прим. Процедурная драма или Процедурал (Procedural drama) – разновидность телесериалов, чаще всего криминально-детективных, сюжет которых строится вокруг каждого эпизода. Главная особенность: возможность смотреть сериал с любой серии без ущерба для понимания сюжета. Часто их называют case-of-the-week. Процедуралы часто критикуют за шаблонный сюжет). Я, конечно, очень люблю “монстров”, но не меньшее удовольствие я получаю от эпизодов, где характеры персонажей чётко проработаны, и это обстоятельство играет для меня не менее важную роль. В общем, мне кажется, в этом эпизоде нам удалось удачно совместить обе мои склонности.

Я всегда искренне восхищалась истинно верующими людьми. Моя сестра, например, – добропорядочная католичка, она очень серьёзна в вопросах религии, я же – нет (Смеётся). И меня всегда до глубины души поражал и радовал тот факт, что Скалли – убеждённая католичка, а Малдер, напротив, – нет. Тогда я подумала, что было бы весьма интересно дать Скалли возможность немного поразмышлять об истоках и природе её веры в связи с нынешней ролью Уильяма в её жизни и многочисленными событиями, вращающимися вокруг него. Тогда Глен предложил ввести в нашу историю таинственную и странную секту, адепты которой исповедуют жестокий культ вечной молодости, заявив, что это весьма удачный и интересный способ совместить приведённые сюжетные линии. Я с восторгом приняла эту идею. Джим также необычайно вдохновился ею. Словом, Глен навёл нас на мысль ввести в повествование секту, и именно здесь, как мне видится, и начинается “эмоциональное путешествие” к религии и к себе, в которое пускаются наши герои.

Вы также внесли свой вклад в обсуждение ключевой для этого сезона темы старения и возникающих в этой связи размышлениях о том, какими наши герои были прежде и какими они стали.

КН: Да, все эти “фишки”, связанные с темой возраста и старения во многом дело рук Глена и Джима, например, тема “Малдер и очки”. Это всё потому, что у кого-то из них, как я догадываюсь, имелся подобный опыт (Смеётся). А ещё Дэвид, много всего такого сымпровизировал. Думаю, ему эта тема тоже близка, но он принял это и смирился.

А как Вам работалось с Джимом Вонгом в качестве соавтора? Показав гнилую изнанку сектантства, ему определённо удалось воплотить на экране весь животный ужас и омерзение от лицезрения подобного.

КН: Мне необыкновенно повезло, что Джеймс Вонг выступил режиссёром этого эпизода. И я всё время ощущала себя в надёжных руках. Я знала его по прежним режиссёрским работам: “Башне познания” (“Tower Prep”) и 10 сезону “Секретных материалов”. Поэтому я доверилась ему, и он был необыкновенно добр по отношению ко мне, был для меня настоящим наставником. Вообще, должна сказать, что он крайне требователен по отношению к себе, поэтому порою ему действительно важно идти в своей работе до самого конца, оттачивая детали. А я в это время  могла вести по телефону переговоры с S&P [Standards and Practices]  или с Fox и оградить Джима от всего этого. Тем более, поработав на других эпизодах, у меня был налажен неплохой контакт с S&P. Поэтому пока я улаживала все формальности с S&P, Джим просто мог делать с эпизодом всё, что считал необходимым, доводя его до совершенства. Думаю, изначально имелся иной вариант монтажа, который был в разы жёстче и “чернушнее”. Поскольку весь натуралистический материал (органы и прочее) в начальной сцене эпизода, когда один из хирургов пробует на вкус поджелудочную, был просто премерзейшим, и потому ещё, что у нас был отснят ещё более жуткий материал, чем тот, что остался при финальном монтаже (Смеётся).

С того момента, как “Секретные материалы” покинули телеэфир в 2002 году, сериалы в жанре ужасов заняли особую нишу в пёстрой и многообразной картине современного телевидения. Была ли у Вас мысль, что данный эпизод позволит Вам застолбить своё место в этом новом телевизионном пространстве?

КН: Думаю, когда Вы пытаетесь рассказать (историю), не имея при этом намерения эпатировать зрителя, а исключительно предъявляя ему на суд характеры своих персонажей, тогда история не становится абсурдной и нелепой, и она даже по сути вовсе неплоха.  Мне кажется, подобный подход в моей работе – самый лучший. Абсурд и эпатажность сами по себе скучны, и потом очень часто они ещё и очень вульгарны. Гораздо интереснее, если Ваш герой испытывает непреодолимое желание и болезненную потребность в данной конкретной части тела!

XFNothing010

Актриса Фиона Врум, исполнившая роль “вечно молодой” бывшей звезды телевидения с истерическим расстройством личности  Барбары Бомонт, принимала участие и в сериале “Башня познания”. Она поэтому получила роль в данном эпизоде?

КН: Нет, не думаю, но парни действительно очень любят работать с одними и теми же людьми, проверенными временем. Они сняли её в роли жены Курильщика в одном из эпизодов-флешбеков, но сцена была настолько крошечной и незначительной, что мы имели возможность вновь привлечь её к съёмкам, она просто оказалась первой, кто пришёл на ум в связи с этой ролью. И она великолепно справилась с ней, потрясающе достоверно и жутко.

А как же здорово было увидеть актёра Джера Бёрнса в роли помешанного светила науки и партнёра безумной звезды, доктора Рэндольфа Лювениса, в такой, мягко говоря, совершенно нетипичной для себя роли.

КН: О, да! Иногда мне кажется, даже у него мелькало в голове: “Боже мой! Это же настоящее безумие”.

А Вас в ходе работы над сценарием снабжали какими-нибудь записями или заметками, которые помогли бы Вам тематически связать эпизоды между собой, отыскав их общую, сквозную идею, чтобы Ваш сценарий как бы “принял эстафету” и стал бы логическим продолжением общей линии этого сезона?

КН: Думаю, всё получилось скорее само собой, потому что это то, с чем сейчас имеют дело наши герои, что занимает их.  Особенно если говорить о сцене на месте преступления с молодыми полицейскими, когда те презрительно поглядывают на это притащившееся им мешать “старичьё”, и уверены, что те ни черта не смыслят в том, что они делают, – именно так в большинстве случаев и оценивает молодёжь работу своих старых и убелённых сединами коллег (Смеётся). Мне кажется, по сути, это лучший ответ на вопрос о том, где находимся мы все: и сценаристы, и наши персонажи. Но возвращаясь к вашему вопросу, нет, мы никогда это не обсуждали. И мне кажется, в этом случае гораздо большую роль играет то “эмоциональное путешествие”, которое, как мы видим, совершают Малдер и Скалли. На какое-то время они были лишены возможности работать над “Секретными материалами”, затем им их вернули. Всё это, полагаю, зародило в них некие сомнения, и они задались вопросом, а не слишком ли они уже старые, чтобы вновь ввязываться в подобный вздор. А ещё ко всему прочему именно сейчас они возвращаются к своей работе в тандеме. И это опять же заставляет их на некоторое время остановиться и задаться следующим вопросом: сейчас мы вновь возвращаемся к нашей работе в статусе партнёров и коллег, но возможно ли между нами нечто большее, сможем ли мы вновь вступить друг с другом в романтические отношения? И всё перечисленное выше провоцирует в свою очередь и размышления о том, какой была их совместная жизнь в прошлом, могла ли она сложиться иначе. И я уверена, всё это прекрасно.

THE X-FILES:  L-R:  David Duchovny and Gillian Anderson in the "Nothing Lasts Forever" episode of THE X-FILES airing Wednesday, March 14 (8:00-9:00 PM ET/PT) on FOX.  ©2018 Fox Broadcasting Co.  Cr:  Shane Harvey/FOX

А этот завершающий эпизод разговор Малдера и Скалли в церкви – пожалуй, впервые за всё время существования сериала наши герои ведут серьёзную, “взрослую” и откровенную беседу о природе своих отношений, чему мы как зрители становимся тайными свидетелями. Расскажите, как эта сцена появилась на свет?

КН: Несомненно, я постаралась пристальнее вглядеться в те особенности построения персонажей, которыми их наделили Джим и Глен, а уж они-то знают наших героев, как облепленных. И всё получилось как-то само собой. Думаю, эта сцена именно потому удалась и произвела на зрителя должный эффект, поскольку, создавая её, я была лишена необходимости что-либо форсировать и кого-то направлять. Просто занимаешь позицию стороннего наблюдателя и с пониманием следишь за тем, что чувствуют, через что проходят и над чем размышляют наши герои. И понимаешь, что эта позиция – единственно возможная, ведь она коррелирует с той точкой в пространстве, в которой они оказываются в тот конкретный момент своего “путешествия”. Да, разумеется, стороннее вмешательство в характер персонажа и его перестроение в соответствие с конкретным замыслом неизбежно, и Глен с Джимом блестяще направили мои усилия в нужное русло, и, тем не менее, я уверена, что основная причина, почему эта сцена нашла и ещё найдёт отклик у зрителя, состоит в том, что она начисто лишена надуманности и фальши.

А момент, когда Скалли что-то тихонько нашёптывает Малдеру на ухо… был ли этот момент изначально прописан у Вас в сценарии, или же вы просто дали Дэвиду и Джиллиан карт-бланш, предоставив им возможность сказать то, что они хотели?

КН: Это был такой особенный момент Дэвида и Джиллиан. Только они знают наверняка (Смеётся).

По традиции, эпизоды “Секретных материалов”, предваряющие финал, имеют обыкновение быть обособленными и автономными, никак не связанными с основной сюжетной линией, неумолимо приближающей нас, зрителей к финальной развязке. Но иногда именно они напрямую подводят к финалу. В этой связи данный эпизод можно “прочитать” двояко: как подготовку к возвращению Уильяма или просто как размышления над природой взаимоотношений главных героев. Как же всё-таки его следует понимать?

КН: Думаю, в какой-то степени, здесь есть всего понемногу из перечисленного Вами. Не думаю, что мы спланировали и организовали этот эпизод так, чтобы непременно подготовить зрителя к финалу. С другой стороны, не допуская фальши в развитии характеров своих персонажей, позволяя им развиваться в соответствии с внутренне присущей им логикой, вы неизбежно готовите почву и настраиваете зрителя на финал. Все пути ведут к Уильяму. Оба главных героя испытывают сейчас невероятно сильные эмоции, едва только речь заходит об их сыне, Уильяме, они будто бы “эмоционально настроены на него”, ведь он является постоянным предметом их дум, тем самым, мы неизбежно настраиваем зрителя на его скорое появление. Беседа в церкви просто сообщает нужный импульс, поэтому всё, что от нас требуется, просто принять это как факт и отнестись к нему максимально естественно. И мне думается, это просто потрясающе.

Когда же нам вновь выпадет шанс увидеть Ваши сценарии воплощёнными на экране?

КН: Во-первых, в сериале ABC Signature Studios под названием “Падение Паркера” (“Parker’s Fall”). Во-вторых, в ещё одном шоу, которое называется “Родня. Современная сказка о Гензель и Гретель” (“Kin, a Modern Tale of Hansel and Gretel”). Я просто пытаюсь создать качественные шоу, посмотрим, кого заинтересуют эти два!

 

Беседовала Тара Беннетт

Перевод: Ольги Николаевой

 

 

 

 

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.

Вход для агентов

Логин

События 2022

  • 17 апреля - премьера сериала «Первая леди» с Джиллиан в роли Э. Рузвельт
  • 30 апреля - торжественное открытие Музея X-Files в США
  • 3 мая - выход книги Уильяма Дэвиса «On Acting... and life»
  • 13 мая - альбом Дэвида Духовны «Gestureland» выходит на CD и виниле
  • 7 июня - выход нового романа Дэвида Духовны «The Reservoir»
  • 7 августа - День рождения Дэвида Духовны (62)
  • 9 августа - День рождения Джиллиан Андерсон (54)
  • 10 сентября - 29 лет со дня премьеры сериала
  • 13 октября - День рождения Криса Картера (и Малдера)

Видео недели

Анонс 11х10...

Фото недели

Новое в Twitter

Случайная цитата

Жизнь на этой планете я уже видел, поэтому я ищу ее в других местах.

Фокс Малдер