Новости, Статьи

Как X-Files навсегда изменили поп-культуру

0 1023

Читайте статью из журнала Forbes, посвященную 25-летию “Секретных материалов” и их влиянию на мировую поп-культуру и телеиндустрию.

10 сентября 2018 года «Секретные материалы» отметили юбилей – 25 лет со дня выхода самой первой серии на канале Fox в 1993 году. Пилотный фильм положил начало девяти сезонам с 1993 по 2002 гг., двум полнометражным фильмам (“Борьба за будущее” и “Хочу верить”) и еще двум сезонам возрожденных в 2016 году “Секретных материалов”.

Мне посчастливилось познакомиться с первым сезоном сериала в летний период межсезонья, когда в телеэфире шли бесконечные повторы сериалов. И, как и большинство, с той поры я стал таким же фанатом сериала. Я досмотрел его до конца, и ручаюсь, что сезоны, вышедшие после полнометражки (т.е. 6-9 сезоны) были, за исключением девятого, так же хороши, как и самые первые эпизоды. К моменту выхода на киноэкраны фильма “Борьба за будущее”, который послужил мостиком к завершению основной мифологии сериала в 6 сезоне, сам сериал на тот момент уже шел в эфире достаточно долго для того, чтобы можно было оценить вклад, который внесли расследования Фокса Малдера и, особенно, Даны Скалли.

Когда сериал Криса Картера дебютировал 25 лет назад в пятничном вечернем эфире, он шёл после главной надежды канала Fox – “Brisco County Jr.” с Брюсом Кэмпбеллом в главной роли. Комедийный вестерн не оправдал надежд, и был закрыт после одного сезона. “Секретные материалы” тоже не показали выдающихся рейтингов, однако, они получили любовь критиков и страстную фан-базу, которая сформировалась в делающим свои первые шаги Интернете. Теперь, спустя столько лет, ни один разговор о современных шоу не обходится без терминов “шиппер”, “фанатские теории”, “обсуждения после эфира”, “мифология” и т.д., которые когда-то родились из обсуждений “Секретных материалов” в чатах, на форумах, ЖЖ и других средствах связи, доступных в интернете.

Именно благодаря активной фан-базе, боссы Fox осознали, что успех сериала, особенно долгосрочный, измеряется не только телевизионными рейтингами. За три сезона сериал был удостоен “Золотых глобусов”, включая за “Лучший сериал” два года подряд, заработав себе авторитет и статус. К моменту, когда эфир сериала пернесли с пятницы на вечер воскресенья, рейтинги уже росли в геометрической прогрессии. Неделя, когда состоялась премьера 4 сезона, а также хорошо разрекламированного сериала Картера “Тысячелетие”, принесла первую серьезную победу каналу Fox – впервые канал вырвался в лидеры телесмотрения по итогам недели.

“Секретные материалы” даже получили свой эпизод после Суперкубка в четвертом сезоне, который, в отличие от таких сериалов как “Шпионка”, не был попыткой поднять рейтинг, а стал наглядной демонстрацией успешного шоу.

Специфическая конструкция сезонов сериала, которая заключалась в чередовании отдельных расследований (“монстров недели”) и основной сюжетной линии (“мифологии”), в дальнейшем стала телевизионной моделью для огромного количества сериалов – таких, как “Баффи” (а также “Кости”, “Касл”, “Менталист”, “Сверхъестественное”) – и даже для кинематографической вселенной Marvel.

Но что поражает больше всего, так это то, что несмотря на очевидное влияние на общество (так называемый “эффект Скалли”, когда женщины вдохновлялись образом Даны Скалли и поступали на службу в медицинские и правительственные учреждения) и популяризацию теорий заговоров (особенно в беззаботные 90-ые), на самом же деле никто и представить не мог, что “Секретным материалам” суждено стать таким же всемирным феноменом, каким в 00-ые стали “C.S.I.: Место преступления”.

В истории существует много примеров, когда аутсайдер становится неожиданным хитом, а потенциальный суперхит оборачивался провалом. Так было с уже упомянутым провалом Fox “Brisco County Jr.”, неожиданным успехом фильма “Скорость” с Киану Ривз и Сандрой Баллок, и, если брать наше время, такая же ситуация сложилась с провалом “Небоскреба” и успехом “Мэг: Монстр глубины”. Да и даже на студии Дисней у мультфильма “Покахонтас” приоритет и кассовый потенциал прогнозировался выше, чем у парарллельно готовящегося “Короля льва”.

Спустя 25 лет главным уроком “Секретных материалов” видится то же самое, что случилось с “Остаться в живых” и другими сериалами. Сюжет всегда важнее, и мифология всегда интригует. Однако, если вы поставите главных героев выше сюжета, то зрителям будет уже не так интересно следить за развитием событий. Мифология “Секретных материалов” была рождена из-за внезапной беременности Джиллиан Андерсон, которая вынуждена была прекратить съемки на время родов. И зрители уже смотрели сериал не столько из-за заговоров, черного масла и инопланетян, сколько из-за симпатий к Малдеру, Скалли и остальным героям.

С тем же столкнулись “Остаться в живых” и даже “24 часа”. Да, концептуальные сериалы с универсальным сюжетом влекут нас, но если основной упор сделан на главных героев, то мы готовы снова и снова следить за развитием персонажей, а не сюжетом. Пока “Остаться в живых” не скатился в неперевариваемую мифологию, мы с радостью следили за Джеком, Кейт, Сойером, Локком и остальными. Даже “Грань”, которая почти сразу окунула головой в мифологию, в дальнейшем сместила акцент на персонажей, чтобы не потерять аудиторию. А такие эпические сериалы, как “Девять”, “Вспомни, что будет”, “Событие” продержались совсем недолго потому, что их авторы ошибочно полагали, что аудитория готова сразу же погрузиться в глобальные вопросы и тайны.

“Секретные материалы” были сериалом про “двух агентов ФБР, скептика и верующего в чудеса, которые расследовали дела, связанные с паранормальными явлениями”. “Остаться в живых” рассказывали истории о кучке людей, переживших авиакатастрофу на таинственном острове. И даже “24 часа” создали запоминающихся персонажей (Джек Бауэр, Дэвид Палмер и др.), чтобы шокировать зрителей гибелью одного из них. Впервые этот метод стали использовать “Секретные материалы”, убивая едва ли не в каждом сезоне ключевых героев. Голливуд также не раз воплощал эту схему – в кинематографической вселенной Marvel и фильмах о Гарри Поттере – когда героеи становились главным козырем.

“Секретным материалам” уже 25 лет, и в этом возрасте они уже могут арендовать автомобиль. Этот сериал – лучший пример, когда аутсайдер неожиданно становится сенсацией мирового масштаба. Его успех задал новые телевизионные стандарты (сквозная сюжетная линия, кинематографичность, акцент на персонажей, взаимодействие с фан-базой) для следующих поколений – от “Остаться в живых” до “Шерлока” и “Игры престолов”. Влияние “Секретных материалов” на телеиндустрию огромное, до них на телевидении не было ни одного продукта такого формата и качества. Ведь всегда важно быть “первыми Секретными материалами”, чем “последующими”.

– Скотт Мендельсон, главный редактор Forbes.

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.

Вход для агентов

Логин

События 2022

  • 17 апреля - премьера сериала «Первая леди» с Джиллиан в роли Э. Рузвельт
  • 30 апреля - торжественное открытие Музея X-Files в США
  • 3 мая - выход книги Уильяма Дэвиса «On Acting... and life»
  • 13 мая - альбом Дэвида Духовны «Gestureland» выходит на CD и виниле
  • 7 июня - выход нового романа Дэвида Духовны «The Reservoir»
  • 7 августа - День рождения Дэвида Духовны (62)
  • 9 августа - День рождения Джиллиан Андерсон (54)
  • 10 сентября - 29 лет со дня премьеры сериала
  • 13 октября - День рождения Криса Картера (и Малдера)

Видео недели

Анонс 11х10...

Фото недели

Новое в Twitter

Случайная цитата

Сумасшедшие могут быть очень убедительны. Может истинная вера – это и есть форма безумия?

Фокс Малдер
(Hollywood A.D.)