Главные новости, Новости

Неизвестный пилот

0 1087

Многие из нас смотрели пилотный эпизод десятки раз и наверняка помнят его наизусть, но в этой статье мы предлагаем взглянуть на первую серию «Секретных материалов» с новой стороны.

Пилот «Секретных материалов» заслуженно является одним из лучших премьерных эпизодов за всю историю телевидения: достаточно сказать, что после тестового показа боссы канала FOX не сдержались от аплодисментов!

Как известно, любой телевизионный эпизод (или кинофильм) рождается вначале на бумаге – в виде сценария, который сценарист (или сценаристы) могут переписывать несколько раз прежде, чем к съемкам приступит режиссер. Кроме того, в книжной индустрии США уже давно сложилась практика, когда на основе первоначальных сценариев фильмов или сериалов выпускаются новеллизации, которые могут слегка (или же весьма значительно!) отличаться от того, что в конечном итоге увидит зритель на экране.

Пилотная серия «Секретных материалов» была придумана сценаристом и продюсером Крисом Картером и, как и все остальные сценарии, прошла через стадию нескольких черновых вариантов. Один из таких первоначальных вариантов сценария лег в основу официальной новеллизации пилотного эпизода, выпущенной в 1995 году издательством «HarperCollins». В книжном виде литературная версия пилота получила название «Под знаком Икс» (X Marks The Spot). Автором новеллизации на основе сценария Криса Картера стал писатель-фантаст Лес Мартин.

В этой статье мы предлагаем подробнее взглянуть на отличия первоначальной версии сценария пилота «Секретных материалов» от его реализованного варианта.

Сразу же отметим, что в новеллизации практически каждая сцена, вошедшая в снятый пилотный эпизод, имеет незначительные изменения в виде слегка переиначенных или расширенных диалогов, а также в виде дополнительных несущественных для сюжета действий персонажей. Но кроме этих косметических модификаций в новеллизации (и, соответственно, в первоначальном сценарии) есть большое количество дополнительных сцен, а также уже хорошо знакомых нам сцен, в которых события развиваются по-другому. В нашей статье мы затронем только крупные отличия сюжета, поскольку все они указывают на то, как интересно и сложно устроен творческий процесс при написании сценария сериала.

Итак, поехали!


Первое значимое изменение в сюжете происходит сразу же после пролога, в котором загадочная светящаяся фигура убивает Карен Свенсон, после чего полиция находит ее труп в лесу. Далее мы встречаем Скалли не в штаб-квартире ФБР (как было в снятом эпизоде), а в прозекторской Академии ФБР в Куантико, где Скалли проводит учебное вскрытие трупа перед толпой курсантов Академии. Скалли вызывают в штаб-квартиру ФБР.

В штаб-квартире ФБР Скалли встречается с «крупным мужчиной 50-ти лет», спецагентом по фамилии Джонс: запомните этого персонажа, он еще сыграет важную роль в новеллизации пилота!

Агент Джонс проводит Скалли на собеседование с начальством ФБР. В отличие от снятого пилота, в новеллизации сценария в этой сцене присутствует гораздо больше представителей верхушки ФБР, но среди них нет начальника секции Скотта Блевинса и Курильщика.

На собеседовании выясняются некоторые отличия в биографии Скалли: оказывается, у нее есть степень бакалавра по астрономии! Скалли также окончила медицинскую школу, но не стала практикующим врачом. Вместо этого Скалли решила заняться исследовательской работой для Национального космического института. Она считала, что для достижения цели ей потребуется знание физики, поэтому получила ученую степень высшей степени бакалавра в этой дисциплине. Но вместо Национального космического института Скалли поступает в Академию ФБР, где получает степень по физике.

Из беседы Скалли с начальством ФБР мы также узнаем об изменениях в биографии Малдера. Согласно новеллизации, он окончил с отличием не только Оксфорд (как мы знаем из снятого пилота), но и Гарвард! Еще одна любопытная деталь: агент Джонс очень хорошо отзывается о Малдере, что несколько противоречит образу агента-отшельника «не от мира сего», к которому мы привыкли по сериалу.

Далее следует сцена знакомства Скалли с Малдером в его подвальном кабинете, но и в ней тоже есть отличия. Встреча героев проходит в присутствии вездесущего агента Джонса, который проводит Скалли в офис Малдера. Мы узнаем, что именно Джонс ходатайствовал за то, чтобы Скалли присоединилась к отделу «Секретные материалы», при этом ее должность обозначается как «помощник Малдера».

Малдер в сцене знакомства описан как «виджей MTV с моложавым лицом и гораздо более длинными волосами, чем позволяли стандарты ФБР».

Далее из новеллизации мы узнаем о том, что у Скалли есть бойфренд по имени Итан Майнетт. Фанаты «Секретных материалов» уже давно в курсе, что в первоначальной версии пилота у Скалли был молодой человек: существуют даже вырезанные сцены с участием Итана.

Новеллизация лишь в очередной раз подтверждает значимую роль бойфренда Скалли в сюжете пилота. Мы узнаем, что Итан благодаря своей работе журналистом уже был наслышан о Малдере. Что интересно, отношения Скалли и Итана складывались по типу встреч выходного дня: они уделяли друг другу внимание, если позволяло свободное время, которого у обоих было мало. «Лучше, чем ничего», – такими словами в новеллизации описана романтическая связь Скалли с Итаном.

Когда Малдер и Скалли прилетают в штат Орегон, то за рулем автомобиля, направляющегося в городок Белльфлёр, сидит Скалли, а не Малдер, как было в снятом эпизоде. По словам Малдера в новеллизации, он очень опасно водит машину, поэтому уступает место за рулем Скалли. Сразу стоит отметит, что в новеллизации Малдер гораздо чаще, чем в экранной версии эпизода, подкалывает и задевает Скалли, а также постоянно отпускает саркастические комментарии в ее адрес.

Когда Малдер и Скалли приезжают в Белльфлёр, возле муниципального центра их встречает разгневанная толпа жителей: они не хотят участия ФБР в расследовании и выступают против вскрытия могил погибших подростков. По их словам, убийца детей из класса 1989-го года выпуска уже найден и арестован, поэтому нет необходимости тревожить захоронения. Более того, выясняется, что жители Белльфлёра подали в суд на действия ФБР. Что касается арестованного убийцы, то им оказывается некто по имени Дэнни Доти, сознавшийся в убийстве трех подростков. Сейчас он находится в заключении в тюрьме.

Далее следует сцена эксгумации тела Рэя Соамса, которая в общем и целом повторяет события, показанные на экране, за одним исключением: труп в гробу Рэя Соамса описан как нечто «размером с маленького ребенка с большой головой, будто футбольный мяч, с высохшей коричневой кожей». Как мы помним, труп в экранной версии эпизода был более крупного размера и походил на обезьяну.

Следующее заметное изменение сюжета случается в сцене, когда Скалли после вскрытия трупа печатает отчет в номере мотеля. К ней стучится Малдер и приглашает ее на пробежку. Когда Скалли отказывается, он передает ей записку с ресепшена мотеля, в которой говорится о том, что Скалли звонил Итан Майнетт, ее бойфренд. Ранним утром Скалли перезванивает Итану из номера мотеля. Разговор любовников явно не клеится, и после него создается впечатление, что Скалли и Итана связывает мало что общего, а их совместное будущее, вероятно, будет недолгим – с учетом появления Малдера в жизни Скалли.

На утро, после сцены в мотеле, Малдер и Скалли посещают в тюрьме Дэнни Доти, который внешне описан как худощавый парень. Дэнни был одноклассником погибших ребят и сознался в убийстве некоторых из них. В тюрьме у Малдера случается забавный диалог с надзирателем, который предупреждает агентов об опасности Дэнни, намекая на то, что тот может напасть на Скалли. «Не волнуйтесь за нее, – говорит Малдер. – У нее черный пояс по карате». «Вообще-то коричневый», – поправляет напарника Скалли, тем самым сообщая нам еще один любопытный и ранее неизвестный факт из своей биографии.

Во время беседы с Дэнни Доти выясняется, что у парня конкретно поехала крыша. Смеясь как сумасшедший, он признается во всех убийствах, в том числе в убийстве недавней жертвы, Карен Свенсон, которую он якобы убил телепатическим способом прямо из тюремной камеры. При этом пару раз Дэнни оговаривается и сообщает, что за смертями его одноклассников стоят «они». Кто именно эти «они» – он не поясняет. Дэнни не хочет покидать тюрьму, поскольку считает, что здесь он в безопасности. «Я не могу отсюда выбраться, но и ничто не может сюда проникнуть», – говорит он, а затем советует агентам ФБР поговорить с Билли Майлзом, который находится в психиатрической лечебнице.


Далее события в новеллизации разворачиваются практически аналогично снятому эпизоду, но затем снова появляются отличия…


В сцене, когда машина Малдера и Скалли останавливается под проливным дождем возле нарисованного «икса» на дороге, выясняется, что агенты ФБР потеряли 3 минуты времени, а не 9 минут, как было в эпизоде.

Далее в сцене ночного откровенного разговора в номере мотеля Малдер угощает Скалли семечками. Из признания Малдера выясняется, что его сестра Саманта пропала из спальни, в которой они спали, будучи детьми. По словам Малдера, у его семьи были большие деньги и большие связи, поэтому к поискам Саманты привлекли полицию, частных детективов и газетчиков.

В номере мотеля раздается телефонный звонок, после чего Малдер и Скалли отправляются на место смерти Пегги О’Делл. В отличие от снятого эпизода, в новеллизации Пегги сбивает поезд, а не машина. Во время осмотра места гибели девушки у Малдера случается стычка с полицейскими, которые забирают пистолеты у него и у Скалли, а затем проводят досмотр агентов ФБР, поскольку те не могут подтвердить свои личности. Действия полиции останавливает коронер Джон Труит, который подтверждает личности Малдера и Скалли и сообщает, что некто разгромил офис коронера в центре города, а также забрал гроб с трупом.

Малдер и Скалли отправляются в свой мотель, который к моменту их прибытия полыхает в огне. Забавная деталь: Скалли, увидев пожар, переживает не за пропавшие улики, а за свой ноутбук. «Мой ноутбук, последняя модель, – сокрушается Скалли. – Мне пришлось воспользоваться связями, чтобы купить его». Напомним, что сценарий пилотного эпизода был написан в 1992 году, и, как мы видим, в те времена ноутбук даже в США считался большой ценностью.

Следующее значимое изменение сюжета происходит в сцене разговора Малдера и Скалли с Терезой Немман, дочерью коронера. Как и в снятом пилоте, эта сцена разворачивается в придорожном кафе, вот только Тереза сообщает агентам ФБР куда больше интересной информации. Девушка рассказывает, что погибшая Пегги О’Делл какое-то время назад была беременна от Билли Майлза. Тереза намекает, что Пегги пришлось сделать аборт, и в этом ей помог отец Терезы, по словам которого Пегги родила вовсе не человеческого ребенка, а НЕЧТО на него отдаленно похожее. Отец Терезы считал, что виной всему была таинственная отметина на спине Пегги. В этом месте новеллизации читателям ненавязчиво предлагается самим обнаружить взаимосвязь и догадаться, что мертворожденный «ребенок» Пегги О’Делл мог быть тем самым загадочным человекообразным существом в могиле Рэя Соамса. Тереза сообщает еще одну странность: Пегги считала отцом своего ребенка Билли Майлза, но этого не могло быть, поскольку в то время Билли надолго исчез из города – вероятно, его снова похитили.

Навестив еще раз Билли Майлза в психиатрической лечебнице, Малдер и Скалли, в отличие от снятого пилота, снова отправляются на пепелище, оставшееся после сгоревшего мотеля, и находят там среди обугленных обломков уцелевший имплант из черепа существа в могиле Рэя Соамса, а также образец «грязи» из леса, совпадающий с «грязью» на ступнях Билли Майлза. Обрадовавшись находкам, Малдер и Скалли обмениваются ударом в ладоши – «дай пять!»

Далее Малдер и Скалли отправляются в лес, где, как и в снятом пилоте, останавливают Билли Майлза в тот самый момент, когда он хочет убить Терезу Немман. После чего следует очередное существенное отличие сюжета: вместо сцены допроса Билли в стенах ФБР, Малдер и Скалли беседуют с Билли в психиатрической лечебнице, куда его сразу же отвозит отец (детектив Майлз) после событий в лесу. В этой сцене отсутствует психиатр, доктор Хайтц Вербер, который был в снятом пилоте, но во всем остальном беседа с Билли напоминает тот допрос, который мы увидели на экране.

После чего вместе со Скалли мы снова оказываемся в штаб-квартире ФБР, где высшее начальство (в том числе вездесущий агент Джонс) беседует с ней по итогам расследования. В отличие от снятого пилота, в новеллизации эта сцена длится намного дольше: начальство задает Скалли куда больше вопросов.

После ухода Скалли начальство ФБР обсуждает ситуацию и приходит к выводу, что расследование дела нужно держать в секрете. Они дают задание агенту Джонсу избавиться от улики – инопланетного импланта, обнаруженного Малдером и Скалли. Получив приказ, агент Джонс отправляется в некую комнату в недрах ФБР, где уничтожает в огне отчет Скалли. Затем он едет на машине в отдаленное секретное место – бетонное здание без окон, спрятанное за металлическими воротами, возле которых стоят охранники. Внутри здания агент Джонс направляется в секретное хранилище и прячет стеклянный флакон с имплантом в коробку, где уже находятся четыре флакона с подобными имплантами. После чего агент Джонс покидает здание, попрощавшись с охранником словами: «Скоро увидимся». И на этом месте заканчивается новеллизация, основанная на одном из ранних сценариев пилотного эпизода.

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.

Вход для агентов

Логин

События 2022

  • 17 апреля - премьера сериала «Первая леди» с Джиллиан в роли Э. Рузвельт
  • 30 апреля - торжественное открытие Музея X-Files в США
  • 3 мая - выход книги Уильяма Дэвиса «On Acting... and life»
  • 13 мая - альбом Дэвида Духовны «Gestureland» выходит на CD и виниле
  • 7 июня - выход нового романа Дэвида Духовны «The Reservoir»
  • 7 августа - День рождения Дэвида Духовны (62)
  • 9 августа - День рождения Джиллиан Андерсон (54)
  • 10 сентября - 29 лет со дня премьеры сериала
  • 13 октября - День рождения Криса Картера (и Малдера)

Видео недели

Анонс 11х10...

Фото недели

Новое в Twitter

Случайная цитата

Наука - это не мировоззрение, это метод переработки.

Дана Скалли