Эпизод “Шестое вымирание II: Amor fati“.
Авторы сценария: Дэвид Духовны и Крис Картер.
Режиссёр: Майкл Уоткинс.
Дата премьеры: 14 ноября 1999.
Быть может, одним из самых христианских, символических и иносказательных эпизодов “Секретных материалов” является 2ой эпизод 7го сезона сериала, раскрывающий новые аспекты его “мифологии”, под названием “Шестое вымирание II: Amor fati“. Само понятие “Amor fati” восходит к идеям одного из представителей позднего стоицизма и последователя Эпиктета, римского императора и философа Марка Аврелия, приблизительно этот тезис можно перевести как “возлюби свою судьбу” или “будь благодарен за свою судьбу, жребий, выпавший тебе на долю”. В “Секретных материалах” эта идея соотносится с образом Малдера, который в этом эпизоде подвергается тяжёлому испытанию, что выступает намеренной аллегорией страстей и страданий Иисуса Христа и его распятия на кресте.
В эпизоде “Шестое вымирание II: Amor fati“ Курильщик похищает Малдера из больницы, где тот длительное время находился в тяжелейшем состоянии, вызванном необычной реакцией на инопланетный артефакт. Злейший враг и антагонист Малдера доставляет его в некую научную лабораторию, где намерен заполучить генетический материал агента, превративший последнего в совершенный гибрид человека и пришельца. Курильщик желает взять у Малдера этот материал и вживить его себе, что позволит ему стать уникальным источником спасения рода человеческого. Ещё один, 15ий эпизод 7го сезона, “En Ami”, рассказывает зрителю во всех подробностях об успешных последствиях этого хирургического вмешательства для Курильщика.
Как бы там ни было, Малдер оказывается привязан к операционному столу в форме гигантского X (символическое обозначение “Секретных материалов”??) или, если взглянуть несколько иначе, католического креста. Даже его руки распростёрты под прямым углом к туловищу в традиционной позе распятия. Главу же его, подобно Христу, венчает некое подобие крепления или обруча с зажимами на черепе. Таким образом, операционный стол выступает здесь высокотехнологичной аллегорией Креста для распятия Иисуса Христа, а крепление на голове Малдера есть не что иное, как терновый венец Иисуса Христа, описание которого находим в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна. Оба приведённых выше момента являются принципиально важными, даже решающими для верного восприятия образного и видеоряда эпизода: перед зрителем распятие Малдера в новый век высоких технологий.
Ещё одним доводом в пользу того, что Малдер уподоблен здесь фигуре Спасителя, является путешествие, которое он предпринимает в этом эпизоде. После того, как он благополучно переносит операцию на головном мозге, представлявшую серьёзную угрозу для его жизни, его навещает Курильщик, который говорит ему: “Я покажу тебе, как ступить на путь, прежде неведанный”. Он “увозит” Малдера из лаборатории в милый район в пригороде (под предлогом участия в программе защиты свидетелей) и говорит ему, что именно здесь Малдер сможет научиться “любить простые радости жизни”. В этой чудной “пригородной фантазии” Малдер оказывается в доме, который, по уверениям Курильщика, является его собственным и встречается там с Глубокой Глоткой. Оказывается, что тот жив и здоров, если не считать некоторого казуса с воспалением локтевого сустава. “Я чувствую себя ответственным за твою смерть”, – пытается сказать ему Малдер. “Ты можешь выбросить из головы тяготящее тебя чувство вины”, – отвечает ему на это Глубокая Глотка. Он говорит Малдеру, что тот вовсе не пуп земли, что он уже сделал довольно и теперь должен начать получать удовольствие от жизни.
Будто бы специально для того, чтобы лишний раз подчеркнуть всё сказанное Глубокой Глоткой, в доме внезапно обнаруживается Диана Фоули и предлагает себя Малдеру. Они предаются любви, вступают в законный брак, заводят детей, идут годы. В глубокой печали Малдер становится свидетелем кончины Фоули, познав при этом “простую жизнь” с её “простыми радостями”. В свои последние минуты, уже лёжа на смертном одре, Малдер кажется довольным прожитой жизнью, но к нему приходит его прежний друг и соратница Скалли, называя его предателем, дезертиром и трусом за то, что он отказался от своих убеждений. И, взглянув в окно, постаревший герой видит, что именно она имеет в виду. Пришельцы ведут активную колонизацию Земли, обращая в руины построенные людьми города. Затем Малдер внезапно приходит в себя на операционном столе и, благодаря неизменной помощи и поддержке верной Скалли, вновь отправляется на поиски истины, возвращаясь к жизни, стоившей ему уже отца, сестры и всякого намёка на спокойное существование.
В общих чертах путешествие Малдера в “Amor fati” воспроизводит подобное, совершаемое героем романа Никоса Казандзакиса “Последнее искушение” (“The Last Temptation”) (1955), Иисусом Христом. Впоследствии это произведение получило огромную популярность, благодаря его экранизации “Последнее искушение Христа” (“The Last Temptation of Christ”) (1988) режиссёра Мартина Скорсезе. В центре сюжета обоих произведений – исследование двойственной природы Иисуса Христа – Богочеловека: простого человека, не чуждого людским эмоциям и порывам, и сына Господня по своему предназначению. В момент самых страшных мучений на Кресте Иисусу является прекрасное видение, ангел, который завёт его за собой и уверяет, что Господь желает ему только счастья; он помогает Христу спуститься с креста, покинуть место казни и провожает его в цветущую долину к мирским радостям с женой Марией Магдаленой и множеством детишек. Но, разумеется, ангел этот, как и Курильщик из видения Малдера, на самом деле – Сатана, пытающийся обманом увлечь Христа за собой в обычную, “человеческую”, мирскую жизнь, дабы он отринул своё предназначение, которое способно осчастливить человечество: быть Спасителем его. Тем самым создатели “Секретных материалов” как бы намекают нам – Малдер должен, подобно Иисусу Христу, принять страдания, чтобы спасти человечество, предотвратить и окончательно остановить инопланетное вторжение. Он должен возлюбить жребий, уготованный ему Господом Богом или самой вселенной, даже если цена за это будет слишком высока.
На самом деле, есть некая доля иронии в том, что подобная критика официальной религии и христианства вообще может быть сопоставима с фигурой Иисуса Христа, и, тем не менее, говоря о “Секретных материалах”, такое сравнение всё-таки приложимо к образу Фокса Малдера. Он множество раз выводится в сериале как мученик, готовый принять смерть за свои убеждения и цели, которые, в самом деле, значительнее и выше, чем у любого другого представителя рода человеческого. Поразительно, но сын Малдера, Уильям, также уподобляется Иисусу Христу в финале 8го сезона сериала, в эпизоде “Существование”. В этом эпизоде яркая звезда приводит таинственных наблюдателей к месту рождения Уильяма. А рождается Уильям, подобно Божественному Младенцу, в скромной и даже убогой обстановке: хоть это и не происходит буквально в хлеву и яслях, но в затерянном в глуши городишке в штате Джорджия. Услышав весть о рождении младенца Уильяма, его навещают три волхва с дарами, в нашем случае и в реалиях “Секретных материалов”, их роль выполняют Одинокие стрелки.
August 1, 2015
Перевод: Ольги Николаевой
ЧИТАТЬ ЧАСТЬ 2: Христианство и религия в “Секретных материалах”. Эпизод “Откровения“.
Вход для агентов
События 2022
- 17 апреля - премьера сериала «Первая леди» с Джиллиан в роли Э. Рузвельт
- 30 апреля - торжественное открытие Музея X-Files в США
- 3 мая - выход книги Уильяма Дэвиса «On Acting... and life»
- 13 мая - альбом Дэвида Духовны «Gestureland» выходит на CD и виниле
- 7 июня - выход нового романа Дэвида Духовны «The Reservoir»
- 7 августа - День рождения Дэвида Духовны (62)
- 9 августа - День рождения Джиллиан Андерсон (54)
- 10 сентября - 29 лет со дня премьеры сериала
- 13 октября - День рождения Криса Картера (и Малдера)
Фото недели
Новое в Twitter
Leave a reply
You must be logged in to post a comment.