Новости

The Complete X-Files: 10 сезон. Часть 1

1 776

Последняя глава дополненной и обновленной книги “The Complete X-Files: Behind The Series, The Myths and The Movies”, посвященная 10 сезону “Секретных материалов” на русском языке!


Часть первая


HIWIIss6G4A
10-й сезон. Бурное и неожиданное возвращение в 2016 году

После выхода на большие экраны второго полнометражного фильма в июле 2008 года, мысли о том, что агенты Фокс Малдер и Дана Скалли могут продолжить свои еженедельные приключения на телеэкране, казались настолько несбыточными, что могли остаться только в фантазиях упёртых поклонников сериала. С другой стороны, зрители уже успели понять, что от создателя сериала, Криса Картера, всегда нужно ждать неожиданностей. Благодаря усилиям одного из генеральных директоров «Фокс» (Fox TV) Даны Уолден, Картеру удалось вернуть в проект Джиллиан Андерсон, Дэвида Духовны, многих сценаристов, продюсеров и других ключевых специалистов из старой команды для создания напряжённого 6-серийного мини-сезона, шедшего на телеэкранах в январе-феврале 2016 года.

10х02Картер говорит, что впервые задумался о возвращении на телевидение, когда этот вопрос был поднят на конференции Фестиваля комиксов в Сан-Диего, посвящённой 20-летнему юбилею сериала. «Кажется, один из поклонников сериала предложил нам вернуться на телевидение, мне тогда показалось, что он выдаёт желаемое за действительное или просто хочет поболтать. Я уже прошёл через трудности написания сценария к третьему фильму, для меня это было своего рода упражнением, чтобы прочувствовать всё, понять структуру; увидеть, где персонажи окажутся после испытания временем». Он добавляет, что совершенно не ожидал звонка от Уолден, которая хотела узнать, насколько он заинтересован в том, чтобы вернуть сериал в сокращённом формате на Фокс ТВ.

Отказаться от предложения было трудно ещё и потому, что Уолден уже успела пообщаться с Андерсон и Духовны, которые выразили интерес в возвращении в формате сериала. «Тот факт, что актёры были полны энтузиазма, немедленно подхлестнул и мой интерес», отмечает Картер. Однако, они смогли согласиться лишь на 6-серийный сезон, из-за своего участия в других проектах.

Хотя многие сценаристы/продюсеры из старой команды сериала – Говард Гордон («Тиран» (Tyrant)), Алекс Ганза («Родина» (Homeland)), Фрэнк Спотниц («Человек в высоком замке» (Man in the High Castle)) и Винс Гиллиган («Лучше звоните Солу» (Better Call Saul)) – были заняты своими собственными успешными телесериалами, у Картера всё равно оставалась возможность собрать вместе многих других членов этой команды. Пока шли переговоры, он вышел на связь со сценаристом/продюсером Гленом Морганом, сопродюсером Гейбом Роттером, сценаристом Дэрином Морганом и общался с ними на тему того, каким они видят новый сезон в формате мини-сериала. Сценарист Джеймс Вонг присоединился к команде позже, после того как появилась возможность освободиться от обязанностей исполнительного продюсера успешного сериала телеканала «ЭфИкс» (FX) «Американская история ужасов» (American Horror Story).

Несмотря на малую длительность сезона, команда полностью осознавала, что им придётся рассказывать свои сюжеты после 14-летнего отсутствия на телеэкране. «Мы знали, что должны вернуться элегантно», говорит Картер.

Чтобы не сойти с пути истинного, команда сразу определила общий порядок серий. «Я думаю, что обрамление обычных серий мифологическими было моей идеей», отмечает Картер. «Я держал в уме «монстров недели», наверное, поэтому и принял решение [написать и снять] три [серии]. Всё получилось само собой».

БОльшая часть нового сезона была снята в Ванкувере на «Норф Шор Студиоз» (North Shore Studios), который был домом сериала на протяжении 5 лет, а также производственной базой для второго фильма. «Это было какое-то чудесное дежа-вю», говорит Картер. «Будто автопилот на вашем автомобиле сам знает, куда ему ехать!»

Одним из первых, к кому Картер обратился за помощью в формировании структуры проекта, был сопродюсер Гэйб Роттер, начинавший карьеру в «Секретных материалах» в 2000 году в качестве помощника продюсеров и сценаристов. «Мы с Крисом многие годы посылали друг другу разные статьи, как потенциальные идеи для сценария», вспоминает Роттер. «Идея мини-сериала казалась привлекательной, особенно тот факт, что у нас было достаточно времени для формирования идей и написания сценариев, чтобы успеть закончить до запуска производства – раньше мы такой роскоши были лишены. Однако контрактные переговоры тянулись долго, много раз начинались и останавливались, так что после того, как нам официально дали «зелёный свет», времени осталось меньше, чем ожидалось. Тем не менее, для парней это оказалось плёвым делом».

Роттер говорит, что новый опыт сильно отличался от того, что был у него раньше. «Тогда я сидел исключительно в комнате сценаристов или в производственном офисе, но в этот раз я был продюсером и глубоко погружался в каждый шаг создания сериала, начиная с подбора актёров и найма сотрудников до изучения мест съёмок. Это гораздо больший масштаб, данный опыт сильно повлиял на меня – это было что-то нереальное», отмечает он. Учитывая связанные с сериалом большие ожидания и усечённый съёмочный график, было ясно, что команда столкнулась с серьёзным давлением. «Крис был в курсе всех ожиданий и не собирался отбывать номер. Он не хотел использовать возможность переделать старые сюжеты на новый лад», объясняет Роттер. «Он настраивал каждого на создание новых сюжетов, которые смогут быть достойными славы сериала, когда он вернётся в 2016-м. Было довольно весело представить себе Малдера и Скалли в этом новом мире, где технологии столь серьёзно изменили всю нашу жизнь. Раньше у Малдера и Скалли не было интернета. А ведь они могли бы половину своих дел распутать, просто сидя на диване, с помощью Гугла!»

l--IDON7DIs

Игроки снова вместе

Джиллиан Андерсон, живущая с мужем и тремя детьми в Лондоне, говорит, что когда замаячила перспектива вернуться к роли Скалли, внутренний голос подсказывал ей, что не стоит за это браться. «Но со временем я смягчилась и сказала себе, что это хорошая мысль», продолжает она. «Я оттаяла в этом вопросе, потому что планировалось 6 серий, и мы собирались уложиться в небольшой промежуток времени. Не могло быть и речи о том, чтобы сделать 24 серии, как раньше».

Андерсон подтверждает слова Роттера касательно цели на новый сезон. «Я думаю, важным касательно этих 6 серий является то, что они не так уж сильно отличаются от первых 9 сезонов сериала», говорит актриса, выигравшая премии «Эмми» и «Золотой глобус» за исполнение роли Скалли в первую декаду сериала. «Крис понимал, как важно воссоздать то, чего так ждут поклонники. Другими сложными задачами были успеть рассказать [за 6 серий] большой объём информации, а также воссоздать дух и историю сериала».

Дэвид Духовны сказал «да» 10-му сезону за несколько месяцев до того, как начали писаться сценарии. Он верит в то, что наш цифровой век и параноидальная эра предоставляют прекрасную возможность переосмыслить основные темы «Секретных материалов». «Когда сериал заканчивался в начале 2000-х, это было как раз после 11 сентября, и, нам мой взгляд, несмотря на то, что там было место для различных теорий заговора, всё на тот момент было слишком реальным», объясняет Дэвид в интервью «Нэйшнл Паблик Рэдио» (National Public Radio, далее НПР). «На мой взгляд, сейчас мы возвращаемся в то время, когда вокруг мировых событий крутится очень много различных спекуляций. Но, я думаю, тяга к теориям заговора – часть человеческой природы. Людям нужны ответы.

Иногда события происходят без какой-либо причины; иногда всему причиной хаос – но людям этого недостаточно. Им нужен злодей. Им нужен замысел; им нужны тайные общества; им нужны заговоры».

«Когда мы с Джиллиан начали вместе работать, между нами с первого дня появилось действительно что-то невыразимое словами, подсознательное, во многом интуитивное», говорит Дэвид в интервью «НПР». «Мы так долго вместе работали, что у нас появилось нечто такое, просто включающееся само собой. Я не знаю, какое определение можно дать этому явлению, скажем так – это что-то вроде инстинкта. Также отмечу тот факт, что нам придётся играть с учётом того, что мы стали старше. Это интересно для нас, ведь в актёрской профессии обычно не удаётся сыграть тех же самых персонажей, но на более позднем этапе их жизни. Это очень-очень редкая возможность».

Несмотря на то, как обеим звёздам было комфортно играть легендарный дуэт, в этот раз им пришлось пройти через период притирки. Андерсон говорит, что влезть в шкуру Скалли оказалось сложнее, чем она рассчитывала. «Я думала, что она стала моим вторым Я», говорит актриса. «Но прежде чем я смогла сыграть её снова, у меня ушло больше времени, чем я ожидала. Скалли-2016 кажется более меланхоличной, её жизнь сосредоточена на более важных для неё вещах. В ней больше нет той драматичности, которая была во время работы агентом ФБР или когда она была в любовных отношениях с Малдером».

Малдер тоже прошёл через многое за все эти годы. «Он не работает в ФБР; у него нет «тёплого местечка»; он вообще безработный. Похоже, все его стремления превратились в пыль; всё, во что он верил, оказалось ложью», говорит Духовны. «Он – мужчина без цели, равно как и без Скалли. Так что, мы находим его там,… откуда можно начать новое путешествие, т.е. где-то на самом дне или около того».

В числе вернувшихся в 2016 году членов исходной команды были композитор Марк Сноу, оператор-постановщик Джоэль Рэнсом, художник-постановщик Марк Фриборн, режиссёры по подбору актёров Рик Милликан и Корин Мэйерс, а также монтажёр Хитер МакДугал. «Мы не хотели менять тон, направление, вид или звучание сериала», говорит Картер. «Мы хотели всё это сохранить. Все люди, которых пытаешься вернуть, уже работали с тобой, они уже состоялись в своей профессии и всё понимают. Вот почему хочется работать именно с теми, с кем уже работал раньше».

Kh5AOMXdlZU

Сценарист/продюсер Глен Морган, который работал вместе с Картером, начиная с первого сезона «Секретных материалов», равно как и в двух сезонах «Тысячелетия» (Millennium), говорит, что новости о 10-м сезоне стали для него очень приятным сюрпризом. Они с Картером встретились в баре около «Голливуд Боул» (Hollywood Bowl) в Лос-Анджелесе и поговорили о том, какую серию хотели бы сделать. «На тот момент мы планировали 8 серий, так что я волновался, что нам не хватит времени, чтобы рассказать все сюжеты. Мы расписали все элементы сериала на карточках 3х5 и прикрепили их к доске».

Морган выступил в роли сценариста и режиссёра в лихо закрученной 4-й серии сезона под названием «Снова дома» (Home Again), где «монстром недели» оказался Человек-с-пластырем-на-носу (в исполнении Джона ДеСантиса); источником вдохновения для серии была реальная встреча с таинственным двухметровым бомжом, которого Морган дважды видел на улицах Ванкувера. В серию также вплетён мучительный эпизод со смертью мамы Скалли. «В этом человеке было что-то не от мира сего, и я знал, что включить его в серию с «монстром» – хорошая идея; но я также хотел написать про то, как Скалли переживёт смерть своей мамы», вспоминает Морган. «Моя мать умерла 4 года назад. Мне очень хотелось, чтобы у нас было больше времени, и мы смогли бы развести эти сюжетные линии по двум разным сериям. Я хотел, чтобы у нас было больше времени, чтобы объяснить, через какую боль мы проходим, когда кого-то теряем».

Очень важным для сезона-2016 оказался вклад Дэрина Моргана, который особо известен написанием сценариев к четырём памятным всем «весёлым» сериям («Розыгрыш» (Humbug), «Последний приют Клайда Брукмана» (Clyde Bruckman’s Final Repose), «Война копрофагов» (War Of Coprophages) и выигравшая премию «Эмми» «“Из ближнего космоса” Джоса Чанга» (Jose Chung’s “From Outer Space”)).

«Сюрреалистический, смешной и необычайно пикантный час, проведённый у ТВ» – так отозвались о серии Моргана под названием «Малдер и Скалли встречают оборотня» (Mulder and Scully Meets the Were-Monster) как критики, так и телезрители.

Морган, перевернувший идею «монстра недели» с ног на голову, говорит, что согласился на участие в проекте, потому что исходный процесс к написанию сценариев не претерпел изменений. «Когда я работал над сериалом во втором и третьем сезоне, мне ни разу не приходили записки от боссов студии или телеканала по поводу внесения каких-либо изменений в сценарий», рассказывает он в интервью ew.com. «Я работал и над другим сериалом Криса, «Тысячелетием». «Секретные материалы» и «Тысячелетие» – единственные проекты, в которых мне позволяли работать над сценариями именно так, как мне хотелось. Поэтому я сделал предположение, что «Фокс» позволит нам работать над сериалом, так же, как и раньше. И это оказалось правдой. Меня никто не просил вносить изменения в серию… У нас раньше не было сценарной комнаты, не было её и сейчас. Каждый из нас занимался своей серией, так как ему было удобно. Так что всё было как в старые добрые времена».

Он добавляет, что замысел для этой серии появился у него более 10 лет назад, когда он работал над римейком «Ночного сталкера» (The Night Stalker). «Тогда у нас не получилось сделать такую серию, но сам сюжет мне очень понравился», отмечает он. «Не так много сериалов могут позволить вам написать про ящерицу-оборотня».

Возможность обыграть историю главных героев, жизненные испытания, выпавшие на их долю, а также «химия», выдержавшая испытание временем – всё это также оказалось очень привлекательным для Андерсон и Духовны. «Химия возникает между нами с Дэвидом всякий раз, как мы оказываемся рядом», говорит Андерсон. «Так замечательно использовать её в игре, очень здорово знать, как её ценят поклонники и с нетерпением ждать возможности показать её. Временами для нас просто удовольствие обыгрывать это».

Сценарист/продюсер Джеймс Вонг, который написал и срежиссировал вторую серию нового сезона «Мутация основателя» (Founder’s Mutation), говорит, что выражал интерес в участии задолго до того, как все переговоры были завершены. Он был очень доволен, когда продюсер Райан Мёрфи дал ему возможность временно выйти из проекта, над которым он работал – «Американской историей ужасов» (American Horror Story) – и отправиться на 5 недель в Ванкувер. «Мы несколько месяцев общались на тему того, каким будет сюжет», вспоминает Вонг. «Изначально я хотел снять «монстра недели», но [коллега по сценариям] Глен Морган уже делал такую серию, так что мы решили взяться за тему, связанную со звуком. Мы никогда раньше такого не делали. Также мне хотелось раскрыть тему страданий Малдера и Скалли по потере их сына, Уильяма… показать их мечты, в которых они выращивают своего ребёнка».

yFvdHp2dUkM

Во время написания серии Вонг хотел открыть новые эмоциональные горизонты, при этом отдавая дань уважения классическим главам сериала. Он никогда не выпускал прошлое из вида. «Я действительно чувствовал, что вернулся домой», отмечает он. «Когда ты слышишь, как Дэвид и Джиллиан говорят эти фразы, ты действительно ощущаешь, будто вернулся на 20 лет назад. Я раньше работал со многими членами нынешней команды, так что было приятно снова очутиться в этом кругу».

Ещё одним сильным связующим звеном с прошлым сериала стал оператор-постановщик Джоэль Рэнсом, который работал над «Секретными материалами» в 1997-1999 гг. «У нас каждая серия – как маленький фильм», говорит Рэнсом в интервью mrbaradi.com. «Я думаю, здесь проявилось величие Криса Картера… Неважно, сколько пройдёт времени, 5 или 10 лет, это один из немногих сериалов, которые можно перезапустить хоть в 2030-м, и он будет самим собой. У нас по-прежнему будут теории заговоров, будут люди, верящие в пришельцев,… и у нас по-прежнему будет юмор. В нашем сериале замечательно то, что в нём есть как серьёзные вещи, заговоры, ужасы, так и комедия. Комедия снимается более объёмно, весело и ярко. Всем этим можно играть, используя комедию для затравки, а затем добавить ужасов и заговоров. Таким образом, у каждой серии появляется своя атмосфера. Либо тёмная, либо яркая. Вам остаётся лишь надеяться, что зрителям это понравится».

nxvpe-3tViUКогда мы говорим «Секретные материалы», одной из первых вещей, приходящих на ум, будет узнаваемая, завораживающая музыка Марка Сноу. Композитор, имеющий 6 номинаций на премию «Эмми» за свою работу над сериалом, впервые услышал о новом сезоне в марте 2015 г. «Я написал Крису и спросил, действительно ли всё будет, а он ответил: «Когда это случится (если случится), я тебе позвоню!» Крис никогда не говорит лишних слов», смеётся Сноу. «После того, как всё было официально объявлено, мне позвонил мой агент и сообщил, что меня включили в проект. Я знаю, что надо оставаться спокойным, и, в конце концов, всё получится!»

Проживающий в Коннектикуте композитор сказал, что пытался перезаписать знаменитую тему, открывающую сериал, но что-то пошло не так. «Я нашёл те же самые сэмплы, использовал те же инструменты, но она не звучала так, как оригинал», вспоминает он. «Я взял свой микшер и попытался скопировать её точь-в-точь – получилось очень похоже, но всё равно не то. Так что я сказал Крису, что придётся использовать оригинал!»

Вспоминая прошлое, Сноу говорит, что 80% работы было сделано, когда появилась идея со свистящим звуком. «Я написал три темы прежде, чем остановиться на той, которая стала основной. Остальные были типичными для жанра научной фантастики – ну знаете, как по старинке, клац-клац, бом-бом. Я подумал, что стоит поэкспериментировать с чем-то более интимно звучащим и внушающим страх».

Композитор отмечает, как здорово было работать с музыкальным словарём, который сформировался за более чем 200 серий. «В моей голове рождались новые звуки и идеи, которые я мог использовать, без необходимости отбрасывать некоторые старые самородки», говорит он. «Я использовал звуки, гармонии и текстуры, к которым привыкли поклонники, потому что мы все хотели, чтобы они были довольны. Я тот же самый композитор, что и раньше, так что собираюсь использовать тот же мелодический и гармонический материал, который является моей отличительной чертой. Для первой и последней серии сезона мы использовали оркестровую музыку – со струнными, духовыми, валторной, ударными и фортепиано. Другие серии были более «синтезаторными» и ориентированными на эффекты – мы грамотно вставляли эти маленькие звуковые кусочки».

«Работа над сериалом всегда была настоящим волшебством», говорит Сноу. «Когда всё начиналось, никто не ожидал, во что превратится сериал, особенно это касается меня и моей музыки. Каждая серия – как маленький фильм. Так что я возвращаюсь с большим удовольствием. И думаю, на этом дело не закончится, потому что одним из полученных от Криса сообщений было: «Готовь свою дирижёрскую палочку, мы ещё не закончили!»»


>>> Часть вторая <<<


>>> Часть третья <<<


Перевод: Britva.

За материал спасибо Александру Семенову

1 Comment

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.

Вход для агентов

Логин

События 2022

  • 17 апреля - премьера сериала «Первая леди» с Джиллиан в роли Э. Рузвельт
  • 30 апреля - торжественное открытие Музея X-Files в США
  • 3 мая - выход книги Уильяма Дэвиса «On Acting... and life»
  • 13 мая - альбом Дэвида Духовны «Gestureland» выходит на CD и виниле
  • 7 июня - выход нового романа Дэвида Духовны «The Reservoir»
  • 7 августа - День рождения Дэвида Духовны (62)
  • 9 августа - День рождения Джиллиан Андерсон (54)
  • 10 сентября - 29 лет со дня премьеры сериала
  • 13 октября - День рождения Криса Картера (и Малдера)

Видео недели

Анонс 11х10...

Фото недели

Новое в Twitter

Случайная цитата

Если в пакете - холодный чай, то это любовь.

Фокс Малдер
(Tooms)